Про семейное счастье и отношения

Васильченко Е.И,

МОУ СОШ №7, г. Алексеевка,

Белгородской области

учитель начальных классов

Семья и семейные ценности

Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей - счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

Основные семейные ценности

Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

  • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
  • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
  • Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
  • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
  • Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
  • Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств - важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
  • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие - менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
  • Традиции - это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
  • Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
  • Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

Библиографический список

1.Семейные ценности. Сергей Хмелевский «Как появилось слово семья» // ttps://yandex.ru/search/?lr=20192&text=сергей%20хмелевский%20

2.Горбунова Л.П. Наш семейный очаг /Л.П.Горбунова //Читаем, учимся, играем.-2010 -№2. С.89-93

3.Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд.дома «Первое сентября». -2001. -№14.-с.20-21

4.Поликарпова В. «Единство помыслов и дел» / В.Поликарпова// Управление школой. Газета. Изд.дома «Первое сентября».-2011. - № 6.-с.26-34

5.Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи. // http://festival.1september.ru/articles/614417/

6. Урбанович Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье./Л.Урбанович// Воспитание школьников. -2008.-№1. –с.45-49

7. Семейные ценности // http://tush.abatskobr.ru/ru/semya-i-semejnye-cennosti/

8. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650
9.Семейные ценности // http://semcennosti.info/

10.Иванова, И.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И.В. Иванова, Т.В. Дударева // Психологические исследования: электрон. научн. журн. М., 2009.


Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя!

Я... Я... - тихо молвила Ева,

Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

Сергей Хмелевский

Семья и семейные ценности.

Колыбельная на ночь… сказка перед сном… знаменитые «семейные воскресные обеды» - все это так просто, и одновременно так важно! Важно для становления настоящей Семьи, именно так, с большой буквы. Важно для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи - это тепло, это ценности, это вечно. И даже не столь важно, что именно станет такой семейной традицией - ежесубботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Члены одной знакомой мне семьи никогда не садятся ужинать без папы. Все дожидаются его с работы, дети накрывают на стол, мама подает кушанья (внимание!) на фарфоровых блюдах, доставшихся ей от прабабушки - истинные фамильные ценности.

Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев - это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет определенную роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом, или готовить пригласительные перед организованной праздником-поездкой на природу. Главное, что при этом даже самый маленький член семьи чувствует себя значимым.

Почему бы не ввести в привычку, к примеру, семейные ежевечерние чтения перед сном, а один раз в неделю - обсуждение прочитанного? Так каждый из членов семьи сможет получше узнать друг друга, научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться ближе и роднее. Это не зависит от возраста малыша. Поверьте, детская психика прекрасно воспринимает информацию, которую ей дают, и в свое время ваш ребенок будет удивлять окружающих своей эрудицией и уровнем развития. А если личностное становление происходит в семье, будьте уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда, когда он вырастет.

Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками - это необходимые составляющие семьи, залог душевного здоровья, сохранение благоприятного микроклимата. Создайте семейную традицию уже сегодня - и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваш, уже умудренный опытом, сын станет рассказывать своей внучке о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение…

Что такое семейные ценности?

Недвижимость и счет в банке или что-то иное? Ответ на этот вопрос должны знать, так как наличие семейных ценностей это важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого её члена.

Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами.

Ценности духовные это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.

К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции, и семейные устои. Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены, старшего сына, дочери. Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками и какую роль они играют в воспитании своих внуков. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.

Семья и семейные ценности во все времена во всех странах мира были главной ценностью любого общества. К сожалению, времена изменились, изменилось отношение к браку (говорят же, что хорошее дело таким словом не обзовут). И главное, изменилось отношение к семье, изменяются семейные ценности. Сегодня семьи легко создаются, но и легко разрушаются. Только вот семейные ценности вечны и никуда не должны, не могут исчезнуть.

Встречаются два человека, влюбляются, женятся. Рождается семья: двое, живущие вместе, заботящиеся друг о друге, связанные обещаниями и клятвами. Потом появляется ребёнок. И заботится нужно уже о нём…

И со временем что-то с памятью человеческой происходит: забывается много хорошего, помнятся обиды и неприятности, забываются обещания и клятвы, данные друг другу. И мы уже не помним о том, как были влюблены и счастливы. В нашей памяти мы бережно храним обиды. И хочется спросить: «Почему так? Что происходит с нами? Разве мы случайно встретились?»

Остановитесь же на минутку, оглянитесь на свою жизнь, посмотрите и подумайте: есть ли у Вас семья, заботитесь ли Вы о ней, умеете ли Вы прощать? Ведь если мы ссоримся, то из-за ерунды. Если мы обижаемся, то потом даже сложно вспомнить, на что… А обидеть родного человека так просто.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

(С.В.Глебова)

Ребёнок – зеркало семьи;

Как в капле воды отражается –солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

(В.А.Сухомлинский)

«От счастья ключи в семье ищи!»

«Семья вместе – душа на месте!»

Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет»!

Всему начало – отчий дом. У каждого человека на земле есть отчий дом. Но дом это не только крыша над головой и не четыре стены с потолком. Родной дом – это в первую очередь твоя семья, близкие и любимые люди. Семья – великий дар, недаром писатель Лев Толстой однажды сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И это прекрасно, когда в семье есть свои традиции, когда по вечерам или за обедом вся семья собирается за большим столом, каждый радуется успехам друг друга, все рассказывают, как прошел день, что в нем было удачного, а что, может быть, не очень.

Помнится, герой популярного мюзикла, предвкушая встречу с женщиной своей мечты, видел свое будущее счастье в том, «чтоб дочки на нее похожи были, а сыновья похожи на меня», на кого же в действительности похожи наши дети?

Совсем недавно ученые с помощью сложных компьютерных расчетов установили, что в годовалом возрасте большинство детей больше похожи на отцов, однако по прошествии пяти-десяти лет эта схожесть перестает бросаться в глаза, и подростки уже мало похожи как на отца, так и на мать, являя совершенно особые черты внешности, в которых, правда, легко уловить какие-то характерные черточки обоих родителей.

Гораздо важнее, впрочем, в какой мере «наследуют» дети психологические особенности своих родителей. Ведь характер человека, его привычки, вкусы, манеры и склонности - все то, что психологи называют стилем поведения, - закладываются воспитанием, то есть родительским назиданием и примером. Тому, кто больше вложит, и принадлежит первенство в формировании характера потомков, Коли мало вкладываешь, довольствуйся тем, что ребенок похож на тебя хотя бы цветом глаз и формой носа. Увы, для большинства современных отцов это остается единственным утешением. «Сами виноваты!» - скажут многие (особенно матери, утомленные повседневными родительскими заботами, которые отцы не очень-то торопятся с ними делить). И будут правы, хотя лишь отчасти. Упреки в адрес мужчин стали уже банальностью, поэтому попробуем взглянуть на эту проблему пошире и по возможности непредвзято.

В середине 50-х годов в США вышла книга под характерным названием «Отцы - тоже родители». Самим названием авторы несмело намекали, что не надо, мол, совсем сбрасывать со счетов мужчину в воспитательном плане: может быть, он и не такой хороший воспитатель, как мать, но все-таки...

Времена меняются. Не похоже, однако, чтобы изменилась эта робко-просительная интонация. Если подсчитать количество научных публикаций (не говоря уже о популярных изданиях и публицистике), то число работ о роли матери в воспитании детей примерно вдесятеро превышает число работ об отцовстве. Большинство книг для родителей фактически адресованы матерям. Тем самым неявно подразумевается, что роль отца вторична.

Влияние семьи на ребенка обычно рассматривается как влияние матери. В школу на родительские собрания приходят в основном женщины - матери и бабушки. До последнего времени, если ребенок заболевал, больничный лист по уходу получала мать, и лишь совсем недавно такое право было даровано отцу. При разводе ребенок решением суда практически всегда остается с матерью, которая к тому же легко может воспрепятствовать его последующим встречам с отцом. Дело не в юридических тонкостях, а в укоренившейся установке: мужчина не приспособлен воспитывать ребенка. Так ли это на самом деле?

Различия в мужской и женской воспитательных стратегиях, безусловно, существуют. Но эти стратегии несправедливо было бы оценивать как плохую и хорошую. Известный американский психолог Эрих Фромм выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви.

Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за его достоинства и заслуги - не больше, но и не меньше. Материнской любви чужда объективность. Мать любит ребенка только за то, что он у нее есть, независимо от того, красив он или неказист, сообразителен или бестолков... (Разумеется, эта формула относится скорее к идеальным типам, реальное родительское поведение располагается в некотором промежутке между ними.)

По мнению Фромма, с которым трудно не согласиться, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви. Любой крен в сторону одного типа любви - отцовской или материнской - ведет к искажению мироощущения и нарушениям поведения. Фромм считал, что западное общество все больше становится «безотцовским», преобладает материнский абстрактный гуманизм: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства не имеют значения.

При всей спорности суждений Фромма в целом с ним нельзя не согласиться. Сетования феминисток по поводу инфантильности современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение современных мужей и отцов сформировалось в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Плохо то, что рецепты выхода из этого кризиса скорее усугубляют его. Феминистки призывают отцов «справедливо» разделить с ма-терями родительские обязанности. Для мужчин это фактически означает стать ребенку второй мамой. Но ведь, по большому счету, мама ребенку нужна одна, две - это вредный избыток. А вот отсутствие отца (даже при его формальном наличии) - это уже беда. Причем весьма характерная для нашего современного общества.

О расслоении общества сегодня много говорят и пишут, главное в этом процессе - размежевание людей (прежде всего мужчин) на преуспевших и неудачников в деловом отношении. Увы, в семейном кругу неудачниками часто оказываются и те, и другие. Отец, неспособный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, потому что у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, способный обеспечить деликатесы и круизы, обычно оказывается настолько погружен в свои деловые заботы, что о собственном дитяти вспоминает зачастую лишь тогда, когда того похитят рэкетиры. Это, конечно, крайности, однако именно к ним более или менее тяготеет поведение большинства современных отцов. Матери по-своему стремятся заполнить вакуум, но отцовская роль им явно не по силам. Столкнувшись с трудностями, родители обращаются за советом к психологу-консультанту. Увы, давать советы легко, следовать им трудно. К тому же на каждый совет требуется еще десяток персональных пояснений.

Сохранение и укрепление авторитета семьи в сознании молодёжи, безусловно, является приоритетной задачей для современного российского общества. С одной стороны, молодые люди во многом определяют будущее государства. В частности, несмотря на тенденцию смещения рождений к старшим возрастам женщин, подавляющее большинство детей по-прежнему рождается у матерей в возрасте до 30 лет.

С другой стороны, в современных условиях семейно-брачные отношения затронул кризис, который выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения, в том числе у молодёжи. Современные социальные институты не в полном объёме осуществляют функции семейной социализации. Старшее поколение подчас не может дать подрастающему поколению пример позитивного семейного взаимодействия, с которым можно идентифицировать своё поведение в отношении будущей семьи. При этом молодёжь зачастую не имеет собственного опыта укрепления семейных отношений, что делает её весьма уязвимой для влияния «внесемейных» ценностей. В результате современные российские исследователи всё чаще констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодых людей к семейному образу жизни.

Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Словом, всё то, без чего семью и назвать-то семьёй сложно. Более того – сама семья как собирательный элемент этих факторов тоже ценность.

Важно отметить, что на протяжении сотен лет традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери. Однако в условиях её нестабильного развития в 1990-е годы произошло существенное снижение значения семейных ценностей, ослабла консолидирующая роль семьи. Так, в современной российской семье главной функцией становится не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. Речь идёт об оказании психологической поддержки членам семьи, что приобретает особую актуальность в условиях, когда жизнь насыщена изменениями, стрессами и волнениями. При этом нормой для российского общества, в первую очередь для молодёжи, становится сожительство без регистрации брака, рождение вне брака детей, развод.

Ряд исследователей связывает нынешний кризис российской семьи, деформацию многих семейных ценностей не только с изменением ценностных ориентаций современной молодёжи, но и с общемировыми тенденциями. Признаки трансформации семьи стали проявляться в 1960-х годах сначала в странах Западной Европы, а в 1980-х годах и в странах Восточной Европы и характеризовались уменьшением численности регистрируемых браков, их «старением» (средний возраст вступления в брак вырос как у мужчин, так и женщин); увеличением числа нерегистрируемых браков, особенно среди молодёжи; падением рождаемости и её «старением» (рождение первенца в более позднем возрасте); преобладанием малодетных семей, увеличением числа внебрачных детей и распространением добровольной бездетности. Таким образом, для современной семьи характерно, прежде всего, сокращение числа и объёма выполняемых данным социальным институтом функций. В связи с чем в сознании людей меняется привычный статус «первичной ячейки общества», наблюдается пересмотр традиционных установок на брак.

Многие из этих тенденций сохраняются и в настоящее время, более или менее отчётливо проявляясь в нашей области. По мнению белгородских авторов, «классическая» семья Белгородчины в реальности – это семья, состоящая из двух родителей и одного ребёнка. Кроме того, достаточно сильны негативные тенденции разрушения брака (по данным статистики распадается почти каждый второй), формирования семей одним из родителей (примерно 1/3 семей, имеющих несовершеннолетних детей, неполные). При этом в составе семей с детьми до 18 лет по-прежнему преобладают семьи с одним ребёнком.
Укрепление института семьи и семейных отношений является одной из стратегических задач развития Белгородской области. Она обозначена и в Стратегии формирования регионального солидарного общества. Важность данного направления деятельности, по мнению разработчиков Стратегии, обусловлена значением семьи для духовного развития человека, его становления как полноценной личности. Кризис, в котором в настоящее время находится институт семьи, приводит к разрушению всего общества в целом и его фундаментальных устоев. Главным результатом этого негативного процесса является отрицательная демографическая ситуация, которая в будущем может привести к полной деградации общества. В таких условиях ценности семьи, материнства, отцовства, детства и здорового образа жизни должны получить приоритет в сознании людей. А, следовательно, семье необходимо придать более значимый общественный статус, для того чтобы семейные ценности смогли стать фундаментом белгородского солидарного общества.

Естественно, прежде чем начинать работу по укреплению ценностных основ белгородского сообщества, необходимо чётко уяснить суть предлагаемых к закреплению ценностей.

Так, любовь и верность – это эмоциональная основа семейных отношений. Любовь, в частности – это глубокая привязанность к другому человеку и невозможность представить свою жизнь без него. Верность – это высокая степень ответственности за жизнь, здоровье, интересы своих близких.

Взаимное уважение, дружба – это, скорее, рациональная основа семейных отношений. Взаимное уважение – это признание каждым из членов семьи значимости заслуг, вклада другого в семейные отношения.

Дружба – чувство привязанности к другому человеку, основанное на родстве интересов.

Забота о детях – каждодневный труд, направленный на физическое и духовное развитие ребёнка.

Почитание родителей – уважительное отношение детей к родителям, понимание их значимой роли и разделение с ними семейных обязанностей.

Согласие – душевная близость, совпадение взглядов на совместную жизнь и воспитание детей.

Формирование семейных ценностей у молодёжи – это процесс, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовка молодых людей к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. При этом важно осознавать, что подготовка молодёжи к семейной жизни – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.
Безусловно, формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве, в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, молодёжных организациях и трудовых коллективах. В качестве позитивного опыта формирования уважительного отношения к семье можно назвать традиции советской школы, подразумевающие практику подготовки молодёжи к созданию семьи заранее.

Успешному решению задачи формирования вышеперечисленных ценностей может способствовать диагностика уровня их сформированности в сознании белгородцев, в том числе молодёжи. В ходе исследования, проведённого среди населения Белгородской области в 2014 году, было установлено, что приоритетными семейными ценностями для молодых людей Белгородчины в возрасте до 29 лет являются: любовь и верность (58,37%); взаимное уважение и дружба (33,94%); забота о детях (21,27%); почитание родителей (18,10%); согласие (17,65%).

Кроме того, в настоящее время большая часть белгородской молодёжи удовлетворена отношениями в своей семье (79,64%). В то время как почти каждый десятый либо неудовлетворительно отозвался об этой стороне своей жизни (9,95%), либо затруднился с ответом (10,4%).

Согласно полученным результатам, семья представляется большинству молодых людей основным социальным институтом, где человек обретает понимание и комфорт. Именно поэтому семья и семейные ценности должны и способны стать платформой для распространения стратегии солидаризма, которую целесообразно презентовать как наиболее перспективный способ заботы о благополучии семьи, особенно детей и внуков.

К настоящему времени в этом отношении в регионе уже достигнуты определённые результаты. Как отметил губернатор области Е.С. Савченко в своём выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, можно зафиксировать определённые успехи в работе по укреплению института семьи, созданию благоприятных условий для рождения и воспитания детей. В области постоянно проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и укрепление института семьи. В их числе акция «Крепка семья – крепка Россия», марафон «Вместе мы – семья!». На протяжении десяти лет многодетным матерям области, достойно воспитывающим своих детей, ответственно относящимся к родительству, в канун Дня семьи и Всероссийского дня матери в торжественной обстановке вручается почётный знак Белгородской области «Материнская слава». Большое внимание уделяется решению жилищной проблемы белгородских семей. Для многодетных семей выделяются безвозмездные субсидии на приобретение и строительство домов. Действуют целевые программы «Молодой семье – доступное жильё», «Социальное развитие села», проекты «Земский доктор» и «Учительский дом». Запущен и успешно реализуется социальный пилотный проект «СемьЯ», который предлагает для белгородских семей с двумя и более детьми льготное кредитование строительства индивидуальных коттеджей. Привлекается к решению насущных проблем белгородских семей и социально ориентированный бизнес. Для преодоления трудных жизненных ситуаций на территории области созданы специальные клубы, кружки и секции, в которых работают квалифицированные специалисты в области психологии и педагогики. Без внимания не остаются и дети, для них организуются экскурсионные поездки и временное трудоустройство на период летних каникул.

Кроме того, большое внимание в области уделяется формированию и укреплению позитивного имиджа семьи, основой которой выступают традиционные семейные нормы и ценности:

  • материальная и духовная ответственность мужчины за свою семью, его труд и руководство жизнью семьи;
  • материнство и забота о семейном быте для женщины;
  • приоритет сохранения брака;
  • взаимная любовь и верность супругов;
  • рождение и воспитание детей как первостепенная жизненная задача, стремление к многодетности;
  • уважение детей к своим родителям и к старшим, их ощущение себя продолжателями истории, традиций семьи и народа в целом.

Эталонный стандарт белгородской семьи, транслируемый в рамках проводимой региональными органами власти имиджевой работы, можно представить следующим образом. По структуре и составу семьи – это папа, мама и трое детей (2+3). По уровню жизни – это материально обеспеченная семья, где трудоустроены оба родителя, либо заняты ведением семейного бизнеса. Эталонная семья имеет собственный дом, который со временем станет родовой усадьбой и будет принимать несколько поколений рода. Семье доступна качественная медицина и предоставлены условия для образования детей. По образу жизни семья Белгородчины – это активная семья, ведущая здоровый образ жизни, принимающая участие в культурных мероприятиях, развивающая духовные ценности. Психологический микроклимат в семье характеризуется «атмосферой доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности».

Для поддержки этого эталонного образа в Белгородской области реализуется модель социального партнёрства. Её смысл заключается во взаимовыгодном взаимодействии в рамках «общественного многогранника», включающего государственные и предпринимательские структуры, православную церковь, общественные организации и гражданское общество. Такой подход позволит избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. Примером может служить негативная ситуация при реализации семейной политики, когда с ростом рождаемости не справилась система дошкольного образования – возникли очереди в детские сады, для части населения учреждения дошкольного образования стали просто недоступны.

Безусловно, транслируемый образ не должен быть оторван от действительности. По мнению авторов, в сложившихся условиях достаточно сложно закладывать в сознании белгородцев идеальную модель семьи «2+3» (и более), если для существования такой модели не созданы экономические и психологические предпосылки. Это может вызвать неприятие и отторжение, которое в дальнейшем будет сложно переломить. Что мы и имеем в настоящее время – многодетная семья зачастую ассоциируется с финансовым неблагополучием и всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, работа над формированием имиджа института семьи должна быть организованна с учётом каналов обратной связи, продумана и взвешена.

Важно учитывать, что имидж любого социального института в сознании людей может складываться и без его целенаправленного конструирования. В то же время процесс формирования позитивного имиджа многодетной социально здоровой семьи может оказаться гораздо менее затратным, чем исправление стихийно сложившегося асоциального образца семейного поведения.

Таким образом, семья – это фундаментальный элемент функционирования общества. Именно она оказывает непосредственное влияние на его всестороннее развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, воспитания характера и формирования духовного опыта будущих граждан. Однако современные ценностные семейные ориентиры резко изменились: для людей исчезают мотивы, побуждающие вступать в брак, рожать и воспитывать детей. Практика показывает, что улучшение материальных условий в России не приводит к существенному увеличению числа детей в семье. Безусловно, экономический фактор играет важную роль, но причину существующих проблем нужно искать глубже – в сфере социально-нравственных установок. А, следовательно, воспитание у молодых людей ценности семьи, формирование должного представления о семье являются одной из важнейших общественных задач. В рамках такой работы необходимо не только повышать уровень знаний молодых людей об основах семейной жизни и этике семейных отношений, но и воспитывать у молодёжи традиционные семейные ценности.

Борис ЗАЛИВАНСКИЙ, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий НИУ «БелГУ»

Елена САМОХВАЛОВА, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий НИУ «БелГУ»

Ребенок учится тому, что видит он в дому.

Родители - пример ему.

Дом и семья для человека - это место, где его любят, ценят и непременно ждут. Где понимают и помогают, закладывают правильные нравственные ценности и создают условия для формирования личности, ответственной и самостоятельной. Семья как ячейка общества - этот принцип по-прежнему актуален, несмотря на смену экономических систем. Но общество и семья за последнее столетие очень изменились, и, сегодня есть семьи разные: счастливые и несчастные, добродушные и проблемные, полные и неполные. Почему так? Почему увеличивается количество разводов, и на 100 браков приходится 80-100 разводов? Кто виноват и что делать? Какова роль государства, выстраивающего рыночную экономику, цель которой - высокая прибыль, по укреплению семьи? Роль общественных институтов? Как найти ответы на эти вопросы, если в последние годы появился еще один вызов времени - и дети, и родители погрузились в Интернет, в социальные сети, ставшие для них важным источником информации и способом коммуникации? В семьях иногда преобладает гиперопека, или родители не занимаются воспитанием детей, а потом общество удивляется увеличению количества инфантильных мужей и жен, из-за неумения которых обеспечивать семейное благополучие и правильно выстраивать коммуникацию распадаются семьи?

Выдвигаю гипотезу : Если бы в семьях царила атмосфера любви, а для этого надо готовить молодых людей быть правильными супругами (с участием всех социальных институтов, в том числе и Церкви), и семья имела бы активную поддержку со стороны государства (семейная политика - приоритет государственной политики), то возможно сформировать у молодых людей понятия ценностей и духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, стремление к семейному образу жизни и умению обеспечить семейное благополучие.

Уроки столетия

Строя православный дом, обустраивая семейный очаг, православные муж и жена вместе с детьми образуют Церковь Христову, понимая, что их ждут не только радости, но и испытания. Сейчас молодым строить дом намного труднее. Как не сломаться под гнетом проблем? Раньше был Домострой - с четким и мудрым укладом жизни, где каждому отводилась своя роль, были крепкие семейные традиции. В СССР был Моральный Кодекс строителя коммунизма, работали правила октябрят и пионеров, устав комсомольцев. Эти документы определяли нормы морали и правила поведения. Раньше семья почиталась основательная, где муж - хозяйственный и умелый, жена - мастерица. Какие идеалы сейчас? Сейчас мамы не часто учат дочерей шить, отцы - мастерить, быть сильными, уметь защищать семью и Родину, посещать Храм, правильно себя вести, молиться, в основном эти функции выполняет больше сейчас дополнительное образование, имеющее качественный уровень в Губкинском. Со строительством нового замечательного Храма стало больше возможностей для расширения Церковной общины, в которой все больше молодых пар с детьми.

За 100 лет произошло много изменений: несколько поколений советских людей жили без веры в Бога, не молились или молились тайком, не крестили детей, не соблюдали посты, не учили этому своих детей. Как итог - вырождение православных традиций, основ нравственности. Ясли и детские сады в послереволюционной России открывались и заменяли маму, определив приоритет: мама работает, государство воспитывает! Хотя каждый этап истории имеет свои непростые особенности, но благодаря силе духа и патриотизму наши бабушки и дедушки пережили революцию и войны, многие сохранили в душе мир и любовь.

Особенности 90-х

Сложность нашего времени в том, что с 90-х идет атака на СЕМЬЮ, на развал домашней Церкви. Сейчас преобладает культ развлечений и наслаждений, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с бегством от реальной жизни. А какая пропаганда насилия и вредных привычек в центральных СМИ, магазинах игрущек, Интернете! Запад проповедует однополые браки. У молодежи популярны гражданские браки, предполагающие необязательность и неответственность по отношению друг к другу и детям! Все это брошено на неокрепшие души детей! В 90-е люди стали возвращаться в Православие, строились и ремонтировались Храмы, открывались Воскресные школы, в общеобразовательных школах появились уроки нравственности и основ религиозной культуры.

«Без внешнего внутреннее не созидается » .

Как жить правильно на Земле, нам было указано 2000 лет назад, главное, чтобы было больше людей, желающих жить по Заповедям Божьим. И поскольку, воспитание детей начинается в семье, очень важно, чтобы семья была полной и в ней преобладала атмосфера любви.

Семья - «малая церковь»

Святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью» , которую образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке. Плодом их любви становятся дети, рождение и воспитание которых, которых, по православному учению, и не только, является одной из важнейших целей брака. «Дети не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение….Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию…Нам нет извинения, если дети у нас развращены», - наставляет святитель Иоанн Златоуст. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», - проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский » «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», - гласит пятая заповедь. Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которой строят отношения на основе закона любви.Именно в семье закладываются основы здоровой гражданственности. Именно в семье формируется правильное отношение к ближним, а, значит, к своему народу, обществу. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми.

Принижение социальной значимости материнства и отцовства в сравнении с успехами мам и пап в профессиональной сфере приводит к недостатку внимания для детей и способствует по мнению авторов книги «О православном браке» отчуждению между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, разрушение семейных связей приводит к нарушению нормального развития детей и накладывает отпечаток. Будучи учителем с 36 летним стажем, наблюдаю еще одну проблему: сиротство при живых родителях. Слава Богу, что на Ямале уделяется большое внимание решению этой беды. По мнению архимандрита Георгия (Шестуна) создать полноценную семью может человек благочестивый, живущий полноценной жизнью, помнящий, что каждый из нас состоит не только из плоти, но и из души и духа. Семейная жизнь - это, в первую очередь, духовная жизнь.

Ребенок учится тому, что видит он в дому. Родители - пример ему.

Суть православного воспитания заключается в том, что родители должны воспитывать, прежде всего, себя, в основе христианского воспитания лежит христианская жизнь отца и матери. То есть воспитание детей - это создание условий, в которых бы родилась, процветала, умножалась духовная жизнь ребенка. Старец Паисий Афонский сказал: «Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье». Еще он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».

Семейные ценности: примеры должны быть достойными. Ребенок формируется под влиянием своего окружения. Всегда есть возможность покаяться, исправиться, стараться отойти от зла. Когда дети маленькие, им надо помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни. Ребенок учится тому, что видит он в дому. Родители - пример ему. Родители должны следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать ссорящимися и оскорбляющими друг друга, то они, как чистые кассеты, «записывают» это в себе, и потом начинают так себя вести, и оскорблять близких теми же словами, которые слышали от родителей. Надо позаботиться родителям о том, чтобы дети заполнили кассету добротой и любовью. Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям - сделать их приемниками своей доброты, и для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители любят друг друга, спокойно разговаривают, разумны и радостны, то ребенок отпечатывает это в своей душе. Задача взрослых - осторожно, по доброму объяснять ребенку, почему надо делать так. Большое значение для духовной жизни ребенка имеют семейные традиции, строящиеся на заботе и любви, уважении. Семейные ценности - это результат удачного и продолжительного взаимодействия общества с нормами морали. Молодым их стараются привить бабушки, о них говорят в Храме: это Уважение, Вера, Продолжение рода, Святость материнства, Верность, Любовь, Брак как единственная правильная форма совместной жизни мужчины и женщины.

Как воспитать семейные ценности?

Меняется жизнь, меняется и понимание семейных ценностей. Каждое поколение берет от предыдущего только необходимое, привнося собственные традиции и обычаи. Сами понятия остаются основополагающими, но подвергаются давлению разных факторов из-за проблем в обществе. Согласно опросам, у молодежи на первом-втором местах образование и карьера, даже у женщин. Возможно, у этой части молодежи, формируется ответственное отношение к браку, они в более позднем возрасте вступают в брак. Главное, чтобы основой семейной жизни была любовь - самая могучая сила чувств, позволяющая ощущать истинную заботу и поддержку друг друга. Каждый человек сталкивается со стрессами, трудностями, проблемами, выстоять одному трудно, именно в таких ситуациях семья помогает, семья, в которой есть взаимопонимание и уважение партнеров. Такие представления о семье должны формироваться с раннего возраста. Искренность и честность - залог прозрачности в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Доверие - неотъемлемая часть счастливого дома.

Как воспитать семейные ценности? У каждого человека есть свое представление о счастливом браке, чему-то научили родители, что-то из собственного опыта. Главная проблема молодого брака - уважать мнение друг друга, считаться с личным пространством. Ответственность за создание семьи лежит на обоих. Правильно выстроить коммуникацию - этому нужно учить в школе, и дома. Это основа удачного брака. Брак - это работа, работа над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. Всегда говорю ученикам: «Научитесь решать жизненные проблемы, как математические задачи». На самом деле, люди, не умеющие решать проблемы, не знающие, как улучшить собственную жизнь, сдаются перед жизненными трудностями и становятся неудачниками. Значит, необходимо молодежь учить преодолевать трудности, формировать у них ответственность за их выбор - выбор жены, мужа, профессии, места работы и т.д.

Крепкой становится семья, в которой научились преодолевать сложности. Детям в семье нужен мир и благополучие, ведь они самые незащищенные. Им нужен постоянный пример правильной семьи. Формирование у детей понятия правильной семьи станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Будет правильно, если ребенок слышит и от родителей, и от педагогов фразы:

Я люблю тебя.

Я горжусь тобой.

У тебя все получится.

Извини меня.

Я прощаю тебя.

Все будет хорошо.

Ты просто чудо!

Даже если ребенку 30 лет. Воспитать можно только примером! Если семья по выходным проводит время вместе, родители показывают пример уважения и понимания, стремятся к здоровому образу жизни, приучают детей к труду и учат их быть самостоятельными, водят за руку ребенка в 5 лет в кружки и секции, воскресную школу, чтобы в будущем душа ребенка была занятаи не появились вредные привычки от безделья- есть шанс ребенку стать успешным и счастливым и создать в будущем такую же семью.

В случае гиперопеки ребенка у него много шансов стать инфантильным и зависимым. Такие родители всегда защищают ребенка в школе, независимо от его поступков, но в возрасте 14-15 лет сами обращаются за помощью к учителям. В школе на протяжении 10 лет работала программа Шанс под руководством А.П. Кузнецова, социального педагога, настоящего учителя, к которому шли за помощью трудные подростки и их родители. Дважды в год возил он группы детей в Абалакский монастырь, где они жили и работали, помогали монахам, ходили на службы и читали священные книги. Александр Петрович рассказывал, как менялись дети, как светлели их души, как в будущем становились успешными и помогали другим. Из 143 подростков, участвовавших в Программе, только двое не стали на путь истинный.

В современном обществе много искушений для неокрепшей души ребенка, и надо просто воспитывать в каждом стержень, закладывать нравственные понятия, учить их быть мобильными и ответственными. В школе создаем развивающую среду для любого ребенка, интеллектуала, спортсмена, вокалиста, будущего инженера, для этого постоянно расширяем образовательное пространство школы, объединяем усилия с социальными партнерами, потому что учить мобильности и ответственности нужно с детства. Учить нравственности, толерантности (все люди разные, это нужно понимать), основам потребительской и предпринимательской культуры, финансовой грамотности, логическому мышлению, помогать профессиональному самоопределению. Это важно - правильно выбранная профессия, востребованная на рынке труда, как залог успеха человека в будущем. Японская пословица гласит: «Если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню». Научить молодых трудиться и обеспечивать свою семью в будущем - одна из главных задач воспитания. Об этом говорит Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года. И Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. Роль самой семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых членах семьи и создании условий для их долголетия».

Меры по достижению цели включают в себя пропаганду ответственного отцовства и материнства и формирование позитивного образа отца и матери, повышение педагогической культуры родителей, разработку образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на базе семейных ценностей, решение задач по профилактике семейного неблагополучия. Для реализации Концепции государственной семейной политики необходимо партнерство органов власти и гражданского общества, в том числе и Православной Церкви. Поскольку Цель воспитания - духовное развитие ребенка, то есть задача родителей - привести ребенка к Богу, а без Церкви это невозможно. Воспитание - это умение организовать жизнь ребенка, чтобы он занят был, когда родители на работе. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти заботливой. Учить этому надо с рождения. И тогда ячейка общества будет крепкой, и чем больше крепких ячеек, тем благополучнее наше общество.

«Спасем детей - спасем святую Русь», - сказал Алексий II, будучи Патриархом Московским и всея Руси.

Литература

1. Протоирей Андрей Устюжанин «О православном браке» СПб, 2001.

2. «О православном браке» Общество святителя Василия Великого С-Петербург, 2001.

3. Книга священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом»М., 1998.

В статье исследуются проблемы развития семьи в условиях духовного кризиса современного общества, анализируются изменения жизненных приоритетов и ценностей семейной жизни. Обосновывается идея возрождения традиционных семейных ценностей, приобщения молодого поколения к культурно-религиозным традициям своего народа. Ключевые слова: современная семья, семейные ценности, традиции, трансформация семьи.

Каждый из нас имеет свой собственный жизненный сценарий, свои ценности и приоритеты. Одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека, безусловно, является семья. На наш взгляд, в современном мире жизненные приоритеты кардинально изменились и ценности семейной жизни в том числе. Ученые часто говорят о трансформации института семьи и об упадке семейных ценностей. Очевидно, что семья приспособляется к новым условиям. Исследования показали, что на данный момент семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи. Они значительно утратили свою позицию, это происходит из-за того, что современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса.

Семья же планируется после создания успешной карьеры в далекой перспективе. Таким образом, хотелось бы, чтобы ценности семейной жизни не утрачивали свое значение. Это и понятно, поскольку все мы на разных этапах своей жизни связаны с семьей. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она — естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо этих изменений, как в фактическом состоянии семьи, так и в его оценках населением.

Семью можно представить как некий организм с жизненно важными органами, где каждый орган выполняет свою функцию. Так, например, отец отвечает за безопасность семьи, за связь с внешним миром, на его плечи ложится материальное обеспечение. Жена — хранительница домашнего очага, от нее зависит обстановка в доме, на ее плечи ложится воспитание детей, забота о муже. Если в семье есть бабушки и дедушки, то они являются носителями культуры и традиций, на примере общения родителей с ними, дети учатся уважительно относиться к старшим, также и наличие детей в семье играет свою роль — у родителей появляется ответственность, семья становиться более сплоченной, более дружной.

Следует отметить, что мужу и жене Господь даровал разные таланты, а сейчас очень часто звучит тема равенства мужчин и женщин, активно действуют феминистские организации, которые борются за права женщин. Но не надо забывать, что различия между полами влияют на устройства семьи, и любой удар по этим различиям будет ударом по семье. К сожалению, в последнее время все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи, такие, как уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа нерегистрируемых браков (т.е. гражданских), падение рождаемости и ее «старение» (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности. На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как трудности с обеспечением жильем, работой, а также социальные потрясения и др. По данным социологических исследований видно, что физиологическое и психологическое здоровье семьи зависит от наличия собственного жилья. Это подтверждается и тем, что большинство юношей и девушек считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями.

Вышесказанное свидетельствует о признаках семейной дезорганизации среди современной молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. Констатируя, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Для решения всех этих проблем молодежи в деятельности социального педагога важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи — значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Семья — это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть, в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников. Для каждого человека существует две семьи. Та, в которой он родился, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас. Семья — это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.

Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи. Рассматривая типы семей, можно обратиться к самой распространенной современной семье — семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности. Модель старой семьи сегодня утеряна, а новой пока еще не выработано. Семья этимологически восходит к слову «семя» — «семена». Семья — это кровные родственники. Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира.

С какими же проблемами столкнулась современная семья? Самой большой проблемой, которая затрагивает семейные отношения и ценности, является то, что они (отношения) выступают как само собой разумеющееся. Вы принимаете каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан вам. Что указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что вам дают, и взамен ничего не требуют. То, что родители так много делают для своих детей, принимается как должное. Это большая ошибка. Показывайте свою благодарность каждый раз с помощью слов, жестов или поступков. Это поможет сохранить любовь и связь между вами. Вторая большая проблема в семейных отношениях — нехватка времени друг для друга. Ваша работа, общественная жизнь или личная занимают практически все ваше время, так что у вас не остается времени на семью. Дети, родители которых в силу своей занятости мало уделяют им времени, внимания, растут с горькими чувствами обиды в своих сердцах, чувствуют вину за свое существование. Даже супруги сталкиваются с проблемой нехватки времени друг для друга. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам, обманам, изменам и разводам. Учитесь жертвовать своим личным временем ради своих близких.

Фраза «Я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов. Все мы хотим любви. Говорите о любви словами и поступками, например, готовя большой семейный ужин, организовывая для своих детей прогулку в парк развлечений, уделяя внимание супругу за тихим ужином при свечах и т. д. Очень важно родителям учить своих детей, как принимать правильные решения. Основные семейные, ценности — какие они? Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи.

Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи. Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без особых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика. Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила.

Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид. Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи,

распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми. Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше. Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения.

Щедрость — отдача, не думая о том, что вы получите взамен. Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто, могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами или разводом.

Литература

1. Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи. // Педагогика. — 2008. — № 3.

2. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты Л.: Наука, 2004.— 123 с 3. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том № 2. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: // http://lib.socio.msu.ru



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения