Про семейное счастье и отношения

Мастер класс «Формирование УУД на уроке внеклассного чтения»

Цыпышева Валентина Викторовна,

МБОУ СОШ с.Карлыханово

учитель русского языка и литературы I категории

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской «Страна»

Пояснительная записка

Основная задача урока литературы– научить жизни. Можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. Научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. А ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. Поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению Л.С.Петрушевской «Страна». Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования. Но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к ЕГЭ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.

Автор этого произведения Л.С.Петрушевская известна детям по лингвистической сказке «Пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «Ежик в тумане», в котором она является автором сценария. Также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «Глюк». Воспитанию милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует рассказ «Свой круг». Эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. Их можно взять и для подготовки к ЕГЭ, как привлечение аргументационного материала.

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:

трансляция педагогического опыта по формированию УУД на уроке внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской «Страна.

ЗАДАЧИ:

Личностные : воспитание нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.

Развивающие : совершенствовать навыки коммуникабельности.

Познавательные : формирование навыков анализа текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты.

Регулятивные : продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа Петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений Л.Петрушевской.

ОБОРУДОВАНИЕ : тексты рассказа «Страна» по 1 шт. на каждого человека, фото страны, рисунок-иллюстрация к рассказу (мать с дочерью), цветные квадратные стикеры (красные, желтые, зеленые).

Ход мастер-класса

  1. Знакомство аудитории с текстом «Страна» Л.Петрушевской .
  2. Вызов – обращению к названию рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?

Составление кластера


Вывод: Страна – государство, имеющее свои границы, землю, с расположенными на ней городами, селами и проживающим на ее территории народом.

  1. Знакомство с текстом через чтение и интерпретацию. Приемы:
  • «Чтение с остановками» (чтение осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нети объясняют свои ответы.

Первая часть текста:

Людмила Петрушевская

Страна

* * *

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Что вы почувствовали?

Что творится в душе этой женщины?

Что вас удивляет в этом фрагменте?

Давайте обратимся к портретам.

Что вас настораживает?

Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая со следами былой красоты, никому не видимая, с вялой дочкой на руках замкнулась в своей однообразной повседневной жизни. А жизнь в большом городе идет своим чередом и мимо, не замечая ее.

Читаем 2 фрагмент.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Как вы оцениваете поведение женщины в этом эпизоде?

Почему она звонит туда, где она уже не своя?

А как относятся к ней окружающие?

Все-таки женщина ждет, надеется, что все изменится, она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой»

Читаем 3 часть.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло за такой короткий период?

Что особенно пугает?

К чему может привести такой образ жизни?

Насколько актуальна эта проблема?

Это проблема нашего современного общества, неслучайно она поднимается в современном кинематографе.

Подобные события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»

Как, по вашему мнению, закончится рассказ?

Читаем 4 фрагмент.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Какие сны снятся матери и дочери?

Жизнь большого города и жизнь одинокой женщины идет как два параллельных мира, которые по каким-то причинам не могут пересечься

Почему?

У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту. К сожалению, для матери и дочери такой страной оказался сон, некая иллюзия.

Что надо сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

Какие примеры женщины-борца вы можете привести из художественной литературы?

Какие примеры вы можете привести в современном мире.

Финальная часть повторяет начало, кольцевая композиция – создает эффект бесконечности такой жизни.

  • Двойной дневник

По ходу чтения необходимо заполнять таблицу, состоящую из 2 граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали протест и даже непонимание, во вторую – комментарий.

Цитата

Комментарий

Тихая, пьющая женщина, никому не видимая

Оксюморон, парадокс

Она тут своя, она и была тут своей

фразеологизм

Не спускает никому ничего

Фразеологизм

Божественные сны

эпитет

Вещички

Эмоционально-окрашенное слово

Заполните правую часть таблицы. Какие литературные приемы использует Петрушевская?

  • «Толстые и тонкие вопросы» - приемы, развивающие умения задавать вопросы. («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

Класс делится на группы (дифференцированный подход) и в зависимости от состава и уровня группы ребятам предлагается составить вопросы для одноклассников, направленные на дальнейшую работу с текстом и его осмысление.

  • Ключевые слова +формулируем проблемы+ищем позицию автора (для ЕГЭ)

Мать, дочь, бутылка, прошлая жизнь, сны – проблемы одиночества, ответственности, зависимости от вредных привычек, ненужности, забытости, маленького человека – позиция автора: Как она каждый вечер, какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада…

4. Итоги. Составление итогового кластера и сравнение с первым:

Давайте вернемся к началу урока. Что может скрываться под заголовком «страна» сейчас, когда текст прочитан нами? О какой стране идет речь в рассказе? Для героев рассказа такой страной оказался сон.

Ассоциации на слово страна после прочтения рассказа. Страна – это мой мир (метафора).


  1. Рефлексия.

Что творится в вашем сердце сейчас, после прочтения?

Возможно, мы сегодня ответили не на все вопросы. Но хорошо уже то, что мы задумались над серьезными проблемами. Для каждого из нас своя страна, свой мир начинается с дома. Сейчас я предлагаю построить страну моего занятия из многоэтажного дома (рисуем мелом на доске прямоугольник – будущий многоэтажный дом), где окнами будут цветные стикеры. Красные окна - «материал буду использовать в практике, но переработаю», желтые окна – «буду использовать в своей практике», зеленые окна – «не понадобится для практики».

  1. Домашнее задание - творческая интерпретация текста:
  • Написание творческой работы «Год спустя». Представьте себя писателями и напишите продолжение рассказа, что стало с героями год спустя.
  • Написание эссе «Что бы я хотела изменить в стране, в которой живут герои рассказа?» «Чего заслуживает героиня: справедливости или милосердия?»
  • Письмо по кругу (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан


Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской «Страна»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Волкова Марианна Романовна

Нижнекамск 2010

Волкова Марианна

Романовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных

предметов»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Урок литературы в 11 классе по произведению Л. Петрушевской «Страна» с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология позволяет подготавливать учащихся к написанию задания С в тестах ЕГЭ. Тема: Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской « Страна». Цель : Продолжить знакомство учащихся с современным автором – Л.С.Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Повторить сведения о выразительных средствах художественной речи. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, поговорить о необходимости гуманного отношения к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Обучение написания сочинения- миниатюры, воспитание позитивных личностных качеств. ЗУН: Анализ текста, осмысление авторской позиции и выражение собственной позиции.
Оформление доски: Название произведения автора, таблица, ключевые слова: Живет тихая женщина со своим ребенком Со следами былой красоты на лице, Дочь вялая, белая, крупная девочка; Несколько раз в году выбираются в гости; Блондин ходил у нее в мужьях; Прошлая жизнь и прошлые знакомые; Никто на свете не знает, как они живут вдвоем; Они экономят, Гасят свет Чтобы вернуться в ту страну.
Ход урока. 1. Вызов – дотекстовый этап. а) слово об авторе и ее произведениях.

Выступление учащихся : Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.

Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Л. Петрушевская живет и работает в Москве.

Целеполагание: написать сочинение – миниатюру по темам: «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Какое бы Вы дали ему название?

б) работа со словами – ключами: выписать в тетрадь и попробовать нарисовать сюжет по ним.

2. Текстовый этап - осмысления: чтение текста/ рассказа учителем. Работа по тексту.

Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

мать

Раздать текст учащимся, дописать характеристику .

Что у Вас получилось?

Из сочинений учащихся:

«Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки. Потеряла прошлое, потеряла счастье. Замкнулась в нынешнем мире повседневности, только тихо существуя в своей однокомнатной квартире. «Всё не ладится в этой квартире...» – пишет Алсу Рахматуллина.

«Несмотря на все невзгоды, женщина пытается вернуть своё прошлое. Особенно ждёт ту пару дней в году, чтобы выбраться в гости и ощутить себя среди людей, оживиться, пожить хотя бы некоторый момент прежней жизнью. Действительно, в гостях у старых знакомых к женщине возвращается ее прошлая жизнь, хоть к ней уже не относятся так же, как относились раньше, когда «блондин ходил у нее в мужьях».

Во мне этот самый «яркий блондин» с женскими чертами внешности вызывает отталкивающее чувство. А его новая избранница «жёсткого склада», как я считаю, является полной противоположностью его прежней жене. Но мне кажется, что мать всё-таки ждёт возвращения отца её дочери, каждый раз ожидая «пока решится там у них, на том конце телефонного провода». И снова в безысходности «бежит в гастроном за очередной бутылкой». (из сочинения Зиятдиновой Айгуль)

«Подобные события, полные безнравственности, могли бы произойти с кем угодно и где угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека, «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды». У каждого есть своя «страна», в которую он может окунуться «в минуты душевной невзгоды». У матери с дочерью же этой единственной страной является сон, который, к сожалению, когда-то прервётся «чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».- цитата Даминовой Ирины.

Учитель:

-Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

-Как характеризуется героиня?

- Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

-Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Напишите первую фразу к своему сочинению по теме.

Какие три аргумента Вы можете привести? Запишите.

маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения.)

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру в 200 слов «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Использованная литература:

1. Кякшто Н.Н. Петрушевская // Русские писатели: Библиограф. словарь: В 2 ч. – Ч. 2. – М., 1998. – с. 184–187.

2. Строфы века / Сост. Е.А.Евтушенко. – М. – Минск: Полифакт, 1997. 3. Журнал: « Семья и школа» 2003 г. №2 4. Журнал: «Русская словесность» 2002 г.№7 5. Журнал: «Вопросы литературы» 2000 г. №2

Интернет- ресурсы:

Цели урока:

  1. Способствовать пониманию проблематики рассказа
  2. Развивать устную и письменную речь
  3. Воспитывать толерантность и активную жизненную позицию у старшеклассников

Оборудование:

листы с частями рассказа в конвертах на каждой парте, портрет автора рассказа Л. Петрушевской, плакат с афоризмами, эскизы обложки к рассказу, эпиграф на доске.

Текст рассказа, напечатанный по частям на отдельных листочках:

Л.С.Петрушевская

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Эпиграф на доске:

Большой город – большое одиночество. (Античнай афоризм)

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Бытует мнение, что развитие русской литературы в конце ХХ века остановилось. Согласны ли вы с этим?

Какие подходы в философско-эстетическом осмыслении мира имеют место в современной литературе?

Слово учителя: Приятно, что вы не отстаете от нашего времени и следите за новинками литературы. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что авангардистский, постмодернистский, реалистический и даже натуралистический способ изображения мира вам знакомы. Сегодня мы обратимся к произведению лауреата Пушкинской премии 1991 года Людмилы Стефановны Петрушевской.

2. Сообщение учащегося об авторе.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения. С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург (пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом” ), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.

Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.

Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа

Свой круг ”(1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице “демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты”, по словам литературоведа Борисова. Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин” (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как “деревенский дневник”.

3. Пофрагментное чтение рассказа и аналитическая беседа по ходу чтения.

Несколько человек уже знакомы с этим рассказом и хотят представить свои эскизы обложки. Почему они выбрали такой способ выражения основной мысли и какой эскиз вам покажется более удачным мы обсудим после знакомства с этим произведением.

Рассказ маленький, но мы прочитаем его по отдельным фрагментам. Группа учащихся за отдельным столом постарается ответить на вопрос: “Что нового вы открыли в уже знакомом вам тексте после такого пофрагментного прочтения?”

Вопросы к классу:

Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

Прочитайте начало рассказа. Как характеризуется героиня?

Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Читаем второй фрагмент. Для чего нужны детали описания внешности? (Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).

Третий фрагмент. Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? (Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)

Прочитаем следующий фрагмент. Действительно ли все равно девочке, что пьет мать? Чей это взгляд на проблему? (Автор словно отстранен, это мнение героини).

Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. (Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)

Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Что противопоставлено в рассказе? Выпишем эти слова.

Какие слова повторяются в тексте? Зачем это нужно автору? (Время и героиня словно не меняются, мир вокруг тоже. Примеры повторов:

дочь тихо играет
пьющая, пьет, как бы ни была пьяной
не видимая никому, никто на свете не знает
гасят свет
бегут, бежит, бежать.

Противопоставление двух женщин: она тихая- жестокого склада новая жена – помогает понять, кто способен добиваться своего в наше время.)

Напишите, пожалуйста, в своей тетради ответ на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы жизнь матери и дочери изменилась?” (На это задание отвожу 5 минут).

4. Стадия рефлексии.

Прочитайте свои ответы. (У всех звучит мысль, что нужна поддержка, внимание, сочувствие окружающих).

Что хотели отразить на своих обложках к рассказу авторы? Что изменили бы вы после этого урока? (Один из авторов эскиза сказал, что не стал бы в мрачных черно-серых тонах рисовать комнату и фигуры, чтобы оставить надежду на изменение жизни. Другая девушка отказалась бы от зеленого цвета, т.к. “зеленый змий”, но от этого фона “тоска зеленая”. Но самое важное, сказали, что проблема эта не одной женщины, которую изображали).

Лично мне понравился эскиз, где лист разделен, как и мир, на две части и разрыв символизирует равнодушие.

Какой из афоризмов наиболее полно раскрывает смысл рассказа? Жестокий натурализм в изображении жизни для Петрушевской – возможность поставить перед читателями вопросы. Какие же проблемы взволновали вас?

1) Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

(Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ, эссеист)

2) Равнодушие есть наивысшая жестокость.

(Митчелл Уилсон, американский писатель)

3) Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана.

(Иван Вазов, Болгарский писатель)

4) Мечта могущественнее реальности.

(Антоль Франц, французский писатель)

5) Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.

(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист)

5. Вывод по уроку.

В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения. Напишите рецензию или эссе на рассказ, подберите свои примеры афоризмов, отрывков из поэтических произведений к своему сочинению. Это задание на дом.

6. Поэтическая пятиминутка.

Чтение наизусть стихотворений или написанных дома синквейна или синопсиса (Выступает группа подготовленных учеников).

«Такие разные мамы»

(по рассказам Людмилы Петрушевской «Страна»

и Ирины Полянской «Мама»)
Цели:

1)познакомиться с рассказами Людмилы Петрушевской «Страна» и Ирины Полянской «Мама»;

2)развивать навыки анализа прозаического произведения;

3)воспитывать активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.
Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач.

Как вы думаете, почему тема урока «Такие разные мамы»?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно.
Цели нашего сегодняшнего урока познакомиться с рассказами современных писательниц Л.Петрушевской и И.Полянской, проанализировать их, воспитывать в себе активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.

Какие ассоциации вызывает слово страна ?

Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности.
– Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину.
– Территория, занимающая много места.
Обратимся к произведению Людмилы Петрушевской с таким же названием . О чем может быть рассказ с таким названием?

Выразительное чтение рассказа «Страна»

Л.С.Петрушевская Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Ваши ассоциации со словом мама


  • Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь.

  • Человек, который дарит жизнь новым людям.

  • Это самое главное слово на Земле.

  • Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.

  • Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.

  • Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.
Какой обобщённый смысл вкладывает Ирина Полянская в это слово?

Выразительное чтение рассказа «Мама»

Ирина Полянская. Мама

Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из нее только что выпала рука моей дочери, которую унесли. Я держала мамину жесткую руку, точно через нее крепила единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука моей мамы была их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в землю родные, поэтому я как клещами сомкнула пальцы на ее запястье и не давала себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна, я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать ее жизнь в руке. Темнота вибрировала под моими веками, и по ней пробегали сиреневые искры, и я снова раскрывала глаза, цепко держа жизнь моей дочери на привязи.

Еще вчера вечером она просто чувствовала недомогание, хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя соску, ночью нас забрала "скорая", но некому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на капельницу и долго не могли попасть иглой в вену. Она вдруг перестала кричать, как кричала до этого, жалобно, надрывно, беспомощно, и стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами. Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно, точно заиграла неожиданная музыка. И вот тогда, когда ей наконец попали в вену, она стала молча, тихо, неотрывно смотреть на меня невыносимым взглядом, и душа моя никак не могла разорваться от муки, потому что случившееся все еще казалось недействительным. Мне хотелось выколоть себе глаза, чтобы ничего не видеть.

Через полчаса ее унесли в реанимацию, а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала к ней и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в бога, ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим жестом простерла руку и грозно вскричала: "Нет, нет! Бог не допустит! не смей об этом и думать!" И тут-то я вцепилась в ее руку. Мы сели на широкую скамью перед дверьми реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.

– Сколько поколений здесь показано? Какое дополнительное значение получает это слово в рассказе?

(Мама – это связь времён, связь между поколениями, связь с давно ушедшими предками).

Учитель. Ребята, каковы темы, прочитанных рассказов? Можно ли сказать, что темы произведений совпадают? (В обоих рассказах речь идёт о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.)

Учитель. Давайте найдём и зачитаем, как описываются образы матерей в рассказах? (В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…»; далее читаем: «Она сама со следами былой красоты на лице…» - это портрет, внешняя характеристика.)

Учитель. Найдите примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки. («Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство.»)

Давайте обратимся к следующему фрагменту.

Как Вы оцениваете поведение женщины в этом отрывке?

Почему она звонит туда, где она уже не своя?

А как относятся к ней окружающие?

-А женщина все-таки ждет, надеется, что все изменится. Она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой».
Учитель. Что рисует вам воображение, когда вычитаете: «…а потом всё опростилось, всё пошло само собой»? (Женщина опускается всё ниже. Раньше было стыдно пить при дочери, а теперь нет. Совесть её постепенно засыпает.)

Учитель. А на самом ли деле девочке всё равно? (Может всё равно сейчас, когда она мала.

Учитель. А когда подрастёт и начнёт понимать неправильность поведения своей мамы, как она будет на это реагировать?

(Ответы детей: 1) девочка начнёт стесняться матери;

2) кто-то думает, что по русской пословице «яблоко от яблони недалеко падает»; 3) кто-то предполагает, что вместе со стыдом за свою мать придёт и желание изменить жизнь близкого человека.)

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло с ней за этот короткий период? (внешние изменения сменяются внутренними. Ничего не нужно)

Что особенно пугает? (увлечение перешло в привычку, окружающим нет дела)

К чему может привести такой образ жизни? (женский алкоголизм)

Как вы думаете, почему рассказ назван «Страна» ответы учащихся

Насколько актуальна эта проблема в современном мире?

-Это проблема нашего современного общества.
Учитель. В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обратите внимание на предложения «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.»

Учитель. Дана ли внешняя характеристика этой женщины? (Нет, внешняя характеристика не дана.)

Учитель. Что помогает нам мысленно «построить» её внешний и внутренний облик? (Помогают её поступки и речь: она счастлива своим материнством, она чувствует свою ответственность за ребёнка, а потому мы представляем её красивым внешне человеком. В рассказе «Мама» появляется ещё одна мать – мать героини. От чьего лица ведётся повествование; то есть в этом произведении представлена так называемая женская линия трёх поколений.)

Учитель. Только ли беспокойство матери мы чувствуем в рассказе «Мама»? (Нет, мы чувствуем ещё беспокойство бабушки и всей линии родственников и предков этой семьи («Я держала мамину жёсткую руку, точно через неё крепила единство со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти»). Мы видим, как тяжело ждать двум женщинам решения врачей, как друг в друге находят они утешение и понимание.)

Учитель. Какой смысл вы вкладываете в определение «плохая мать» и «хорошая мать»? В каком рассказе не звучит словосочетание «духовная связь» и почему? (…мать хорошая – это не только та, которая беспокоится о физическом состоянии своего ребёнка: как он одет, во что обут, болен или здоров, а та, для которой важно и духовное единение со своим ребёнком. В рассказе «Страна» автор обращает внимание на абсолютно «безголосое», «безречевое» общение матери и дочери.)

Учитель. Докажите это строками из текста. («Дочь обычно тихо играла на полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад». В произведении И.Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают друг за друга – они ответственны за судьбы друг друга, понимают значимость собственных поступков, знают, что ребёнок только тогда счастлив, когда чувствует не физическую заботу, но и духовную, в совместной игре, разговоре, чтении, прогулках.)

Учитель. Докажите эти слова строками из рассказа. («Я держала мамину… руку, точно её рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из неё только что выпала рука моей дочери, которую унесли».)
Учитель. В чём, по-вашему, суть настоящего материнства? (Настоящее материнство – это не только физиология, хотя, к сожалению, для некоторых женщин это так (вот откуда такое количество брошенных или несчастных детей); это ещё и духовная ответственность за своего ребёнка, огромная любовь, самопожертвование, совместный рост матери и её дитя. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо большее – продолжение своей жизни и развитие жизни своего ребёнка)

Учитель. Как вы можете объяснить, что в обоих рассказах героини безымянны? (Так подчёркивается типичность ситуации: таких семей (и счастливых, и несчастных) – огромное количество.)

Учитель. Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему? Докажите. (В конце рассказов ясно слышится авторская позиция. Л.Петрушевская в последнем предложении пишет: «… никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».Эти слова помогают понять, что их счастливая жизнь – во сне, а явь – это однообразие и пустота.

И.Полянская вкладывает в уста старшей героини восклицание: «Нет, нет! Бог не допустит! Не смей об этом и думать!» В этой стойкости, вере и надежде на исцеление внучки счастье семьи.)

III . Аналитическая работа: с равнительная характеристика рассказов.

Попробуем ответить на предложенные вопросы (раздаточные карточки):


"Мама"

"Страна"

Какова тема рассказа?

Семья

Семья

Как устроен мир? Что им правит?

Любовь, справедливость, единство поколений

Бессмысленность и жестокость

Каково место человека в этом мире?

В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой.

Одиночество

Какова роль автора по отношению к читателю?

Автор-наставник

Автор самоустраняется

IV. Итог урока.

Учитель. Перечислите, какой должна быть настоящая мать?

(Ответы детей)

(Запись на экране.

Настоящая мать должна:


  • Думать о своём ребёнке;

  • Заботиться не на словах, а на деле;

  • Многое прощать;

  • Общаться со своим ребёнком всегда, даже если он этого не хочет;

  • Хвалить за достоинства, прощать недостатки;

  • Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей;

  • Спрашивать вечером о том, как прошёл день;

  • Уметь радоваться, веселиться;

  • Не говорить одно, а делать другое;

  • Воспитывать собственным примером;

  • Не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех;

  • Не говорить, что «зря я тебя родила».)
Учитель. Что мы не назвали из перечисленного? Зачитайте.

V. Работа с афоризмами

(стадия рефлексии)

Какой из предложенных афоризмов раскрывает смысл, главную мысль рассказов?

1. Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды (Сенека, римский писатель, философ).

2. Равнодушие есть наивысшая жестокость (Митчелл Уилсон, американский писатель).

3. Мечта могущественнее реальности (Анатоль Франс, французский писатель).

4. Истинный друг познается в несчастье (Эзоп, древнегреческий баснописец).

5. Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана (Иван Вазов, болгарский писатель).
Учитель. Как вы считаете, нужно говорить о таких острых темах? Сделали вы для себя какие-нибудь выводы? Достигли мы поставленных целей?

А напоследок мне хочется, чтоб вы обратили внимание на мудрые слова.

От великого до смешного –
Один шаг.
От великого до низкого –
Одна ступень.
От счастья до бедствия –
Один скачок.
От человека до скота –
Один грех.
От зла до добра –
Одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.

От времени до вечности – одна жизнь. Помните об этом! Творите добро и будьте счастливы!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения