Про семейное счастье и отношения

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

Существуют 2 основных способа, как можно осмотреть достопримечательности Рима – самостоятельно и в составе организованной экскурсии. Оба этих способа имеют свои плюсы и минусы. Как правило, большинство туристов осматривают бесплатные достопримечательности Рима самостоятельно, а платные – в составе экскурсии.

К бесплатным достопримечательностям Рима относятся памятники, архитектура, центральные улицы, здания, парки, мосты, набережная и природа.

Платными достопримечательностям Рима являются музеи, представления, театры, ночные клубы, рестораны, бары, парки развлечений и т.д.

Выгодой платного осмотра достопримечательностей Рима является то, что если вы возьмете обзорную экскурсию по Риму, то вы сможете за один день осмотреть большое количество основных достопримечательностей, так как вас будут возить на автобусе от одной достопримечательности к другой. Для больших групп, как правило бывают скидки, и взяв организованную экскурсию, вы еще сможете сэкономить. Также бывает очень интересно послушать русскоязычного гида, который уже несколько лет живет в Италии и знает страну как свои 5 пальцев.

Куда сходить и что посмотреть в Риме

Фотографии с названиями и описанием достопримечательностей Рима. Самые интересные места Рима, которые необходимо посетить туристу.

Колизей является центральной ареной Древнего Рима, где сражались гладиаторы, где пленных отдавали на растерзание животным, где проводились водные баталии кораблей, для которых арену наполняли водой из реки Тибр, и где проходили другие зверские представления. Колизей был открыт в 80 году после Рождества Христова и в честь его открытия, провели Великие Игры, продолжавшиеся больше 90 дней.

Амфитеатр Колизей означает «колосс», что указывает на его большие размеры. Также Колизей имел название «Амфитеатр Флавиев», которые были правящей династией римских императоров.

2 тысячи лет назад это было самое большое здание на свете, на трибунах которого вмещалось 55000 зрителей.

В начале пятого столетия, когда христианство обрело реальную силу, гладиаторские бои перестали проводить и помещение стали использовать как конюшню, склад и приют. На сегодняшний день, Колизей является обязательным пунктом в программе каждого туриста.

Колизей находится в Риме на Piazza del Colosseo.
Добраться до Колизея можно на метро по линии B, выходить на станции Колизей.

Пантеон на греческом означает «храм всех богов» и он был построен в Риме во втором столетии нашей эры. Пантеон был построен, когда древнеримская архитектура только расцветала. Первоначально тут воспевали древнеримских богов, но в начале 7 столетия из Пантеона сделали христианский храм. На протяжении всего своего существования Пантеон подвергался реставрациям и благодаря этому, он хорошо сохранился до наших дней.

Купол Пантеона весит 5000 тонн и до наших дней еще не успел обрушиться. В куполе Пантеона находится дыра диаметром 9 метров, поэтому дождь и снег через него проникают внутрь здания. В Пантеоне были захоронены останки Рафаэля и других известных людей. Паломники со всего света стекаются, чтобы воочию увидеть этот шедевр архитектуры.

Пантеон открывают для туристов в 9 утра и его лучше осматривать сразу после открытия, пока еще мало туристов. Закрывают Пантеон в 19.00.

Вход бесплатный.
Адрес Пантеона: Piazza della Rotonda, Рим.
Добраться до Пантеона можно на метро по линии А, выходить на станции Barberini.

Ватикан является мини городом-государством, резиденцией Папы Римского и главным центром Католической церкви. Гражданами Ватикана являются всего 8 сотен человек, в число которых входят служители церкви. Ватикан занимает территорию всего 0,45 квадратных километра. Туристов в Ватикане больше всего привлекают: собор Святого Петра, музеи, открывающие доступ к собраниям картин, скульптур и других предметов искусства.

Реликвии, собранные в музеях Ватикана, показывают историю развития этого мини государства. Тут собраны одежды Папы Римского, автомобили, кареты и другие предметы старины.

Этрусский музей Ватикана покажет вам такие археологические раскопки, как: предметы римского искусства, этрусские вазы и бронзовые украшения.

В Египетском музее Ватикана можно увидеть мумии и саркофаги, статую фараона Ментухотепа, каменные маски и другие предметы.

В Апостольском дворце Ватикана собраны художественные шедевры, куда также входят Станцы Рафаэля.

В Пинакотеке собраны картины религиозной тематики, полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Караваджо и прочих.

Во Дворе Бельведер расположены дворцы Иннокентия VII и Николая.

Центральное место в Ватикане занимает Сикстинская капелла, украшенная фресками Микеланджело, Боттичелли и Перуджино.

Библиотека Ватикана вмещает в себя коллекцию напечатанных и написанных от руки книг, которые были собраны за многие века.

Лучше всего посещать музеи Ватикана с гидом и в одежде, закрывающей грудь, плечи, локти и колени. В некоторые музеи Ватикана можно попасть только по предварительной записи.

Музеи Ватикана работают с понедельника по субботу с 09.00 до 18.00, кроме воскресенья и праздников.

Адрес Ватикана: Viale Vaticano.

Как добраться до Ватикана: на метро от жд вокзала Термини по линии А до остановки S Pietro.

Собор Святого Петра в Ватикане является духовным сердцем католической церкви. В нем проводит мессы Папа Римский. Собор Святого Петра был построен в 4 столетии на том месте, где ранее находился цирк Нерона. Первоначально в базилике хранились святые мощи апостола Петра. Только в 15 столетии на месте базилики сотворили огромное здание храма. Собор Святого Петра — это детище Рафэля, Микеланджело, Мадерно, Перуцци и других. Перед собором находится площадь Святого Петра с 284 колоннами. Тут установлен древнеегипетский обелиск из гранита, великолепные фонтаны, скульптуры святых апостолов Павла и Петра, резиденция Папы Римского.

Как добраться до площади Святого Петра: на метро по линии B до станции Ottaviano San-Pietro.

Витториано является архитектурным комплексом, построенным с 1885 по 1935 годы в честь первого короля объединенной Италии – Виктора Эммануила II. Перед дворцом Витториано находится могила Неизвестного солдата, где горит Вечный огонь и сменяет друг друга почетный караул. Не всем римлянам нравится этот белый мраморный дворец, однако туристы с радостью сюда приходят.

Монумент Витториано находится в Риме на Венецианской площади, у Капитолийского холма. Он был спроектирован Джузеппе Саккони в стиле ампир. К монументу относится также 12-метровая статуя короля на коне из бронзы.

Высота постройки: 70 метров.
Ближайшее метро: Colosseo, Cavour.

Замок Святого Ангела, который также называют Мавзолей Адриана и Печальный Замок, был построен на берегу реки Тибр в парке Адриано. Строительство Замка Святого Ангела началось в 139 году нашей эры. Его высота составляет 48 метров и на момент строительства он был самой высокой постройкой в Риме. Замок Святого Ангела состоит из усыпальницы Донжон, квадратного двора со стеной и моста через реку, украшенного скульптурами.

Замок выполнял функции дома Папы Римского, склада, тюрьмы и усыпальницы. Сейчас в замке находится Военно-исторический музей.

Замок был назван из-за события, случившегося с Папой Григорием в 4 столетии, когда к нему явился архангел Михаила. При императоре Адриане от замка через реку Тибр был построен мост, по которому можно дойти до Марсова поля.

Римский форум был построен в центре Древнего Рима и сначала на нем функционировал рынок, но потом на нем принимали политические решения.

Римский форум находится между холмами Палатин, Велиа, Капитолий, Эсквилин, Квиринал и Виминал.

На Римском форуме в Древнем Риме принимали законы, выбирали консулов, встречали императоров после войны.

После падения Римской Империи форум был разрушен, и до наших времен сохранились лишь фрагменты былого величия, где сейчас работает музей под открытым небом.

Адрес: Via della Salaria Vecchia, 5/6.

Римский форум работает каждый день с 8.00 до 17.00, а с апреля по октябрь – до 17.30.

Форум Траяна был последним построенным императорским форумом в Риме, сконструированным архитектором Аполлодором из Дамаска. Форум Траяна был сотворен в соответствии с приказом императора Траяна. Его украсили трофеями, завоеванными в Дакии в 106 году. Форум Траяна открыли в 112 году, а колонну Траяна установили в 113 году. форум представлял собой большую площадь, окруженную рынком, храмом императора Траяна, латинской и греческой библиотеками. 38-метровая мраморная колонна Траяна, внутри которой сделали усыпальницу императора и его жены, сохранилась до сегодняшних дней.

Термы императора Септимии Бассиане Каракаллы в Риме, официально называются термы Антониниана. Термы Каракаллы начали строить в 212 году нашей эры и закончили в 217 году, когда умер император Каракаллы. Двор терм Каракаллы был квадратным и достигал в длину и ширину по 400 метров, размеры здания терм были 150 на 200 метров. Кроме бани и бассейнов тут находилась библиотека. В термы приходили общаться, провести переговоры и узнать новости вперемешку со сплетнями.

На сегодняшний день термы Каракаллы представляют из себя то, что осталось от древнеримских бань у Аппиевой дороги.

Триумфальная арка Константина была установлена в 315 году в Риме между Колизеем и Палатином на Via Triumphalis. Арка приурочена победе императора Константина над соперником Марком Аврелием Валерием Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году.

При строительстве Арки Константина использовали элементы декора, которые были сняты с более старых построек. Триумфальная арка Константина является единственной аркой в Риме, которая приурочена к победе в гражданской войне.

Интересно, что именно при императоре Константине христианство стало официальной религией в Римской империи и столица была перенесена в Константинополь.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано является кафедральным собором, построенным в Риме в 324 году. В иерархии католических церквей она занимает первое место и даже собор Святого Петра в Ватикане стоит ниже нее.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано является одной из 4-х базилик Рима с титулом «Basilica maior», что означает «Старшая базилика». Ее включили в перечень для паломников, куда входят 7 базилик Рима.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была построена во времена правления императора Константина при Папе Сильвестре I. В храме захоронены мощи шести Пап и апостолов Павла и Петра.

Добраться до Бизилики Сан-Джованни ин Латерано можно на метро, ближайшие станции Re Di Roma и Ponte Lungo.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура является одной из 4-х главных базилик Рима. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура построена в южной части Рима за Аврелиановыми стенами и входит в перечень семи базилик Рима для паломников. В базилике захоронены святые мощи апостола Павла, поэтому поток паломников и туристов — огромный. В 1980 году базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была занесена в Список всемирного наследия.

Базилика была построена по указу императора Константином на месте захоронения апостола Павла в 4 веке нашей эры.

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура находится по адресу Via Ostiense 186, Рим, Италия.

Церковь Санта Мария Маджоре является одним из 4-х главных храмов католиков в Риме и входит в перечень семи паломнических базилик для паломников.
Архитектурный стиль церкви относится к романскому стилю и барокко.
Автором проекта является Либерий, а основателем — Сикст III.
Храм Санта Мария Маджоре был основан в 356 году, а строительство длилось с 440 года по 1750 год.
В 14 столетии была достроена 75 метровая колокольня.

Адрес: площадь Святой Марии Маджоре 42.
Дойти до храма пешком можно от жд вокзала Термини по улице Cavour.
Работает каждый день с 7.00 до 19.00.

Церковь Иль-Джезу является центральным храмом иезуитов в Риме, и именно тут захоронены останки Великого магистра Игнатия Лойолы. Над первоначальным проектом церкви поработал Микеланджело, но он подошел главе ордена иезуитов. В 1561 году архитектор Джакомо Бароцци начал воплощать в жизнь свой проект.
Стиль церкви относится к барокко.

Орден Иезуитов существовал до конце 18 столетия и в храме Иль-Джезу хранилось большое состояние. Потом храм Иль-Джезу у иезуитов был отнят, однако после 1814 года здание было возвращено.

Расположена церковь Иль-Джезу на маленькой площади Иль-Джезу в центре Рима.

Пьяцца Навона является римской площадью, которая построена в форме прямоугольника на месте стадиона Домициана (I век). С 15 столетия по 1869 год тут функционировал городской рынок. Площадь Пьяцца Навона застраивалась в 17 веке в стиле барокко. С 16 столетия в районе площади начали строить дома для послов, кардиналов, банкиров и другой знати.

На площадь Пьяцца Навона выходят 2 храма, включая церковь святой Агнессы, и несколько дворцов, включая палаццо Памфили.

В центре Пьяцца Навона располагается Фонтан четырех рек с обелиском, который символизирует власть Папы Римского. Вокруг обелиска находятся скульптуры, символизирующие реки 4-х континентов.

Площадь Пьяцца-дель-Пополо в Риме всегда имела стратегическое значение, так как от нее отходила дорога, ведущая к северным провинциям. В переводе с итальянского «Пьяцца-дель-Пополо» означает «Народная площадь».

На площади находятся египетский обелиск Рамзеса Второго и храм Санта-Мария-дель-Пополо. Над внешним видом площади в 19 столетии потрудился архитектор Валадье.

Площадь Пьяцца-дель-Пополо создана по форме овала 100 на 165 метром. На севере площади находятся ворота - Порта-дель-Пополо, которые в античные времена являлись частью стены Аврелиана.

Вилла Боргезе является римским ландшафтным парком, находящимся на холме Пинчо. Это третий по размерам публичный парк в Риме и занимает площадь 80 гектаров.

История гласит, что в 17 столетии кардинал Шипионе Боргезе создал на месте виноградников парк, украшенный античными статуями.

В 19 столетии парк был оформлен в английском стиле. Хозяйкой усадьбы в те времена была Елена Боргезе.

В 1903 году парк Вилла Боргезе был куплен государственными чиновниками Италии и подарен Риму. Позже в парке установили детские аттракционы. Подняться к парку Вилла Боргезе можно по знаменитым Испанским ступеням, а также со стороны площади Пополо.

В парке Вилла Боргезе находятся: Галерея Боргезе, Национальный музей вилла Джулия, Национальная галерея современного искусства, Театр «Глобус», Дом-музей Пьетро Каноника, Музей Карло Билотти.

Вилла Медичи занимает склон римского холма Пинчо, немного ниже виллы Боргезе. В античные времена на этой территории росли сады Лукулла, и находилась вилла, где ушла из жизни императрица Мессалина. В Средневековье на этой местности простирались виноградники.

В 1576 году склон Пинчо продали кардиналу Фердинандо Медичи, будущему правителю Флоренции. Проект виллы в стиле маньеризма разрабатывал Бартоломео Амманнати. Когда ушел из жизни последний представитель семьи Медичи, виллу передали Лотарингскому дому. Наполеон Бонапарт передал виллу Медичи Французской академии в Риме, и с тех времен там обитают те, кто удостоился Римской премии.

На территории сада выставлены экспонаты античной культуры. 170 античных статуй кардинал купил у знати Рима и украсил ими виллу.

Катакомбы Рима – это сетка античных катакомб, которые использовали для погребения во времена раннего христианства. Общее количество катакомб в Риме насчитывает более 60 штук, и большая их часть находится под поверхностью земли вдоль Аппиевой дороги. Катакомбы Рима являются подземными ходами в виде лабиринта. В стенах катакомб находятся прямоугольные ниши для погребения усопших. До сегодняшних дней лишь немногие ниши остались закрытыми, остальные же пустуют.

В катакомбах скрывались первые последователи Христа. Тут проводились религиозные обряды и собрания верующих.

Пирамида Цестия является древнеримским мавзолеем, построенным на Авентине в Риме в форме неправильной пирамиды. Возле пирамиды Цестия находятся ворота Сан-Паоло.

Полагается, что пирамиду Цестия построили в 1 столетии до нашей эры. Мавзолей предназначен для захоронения претора Гая Цестия Эпула. Строительство пирамиды совпало с периодом завоевания Египта, и когда в Древнем Риме была модной «египетская стилистика». В тем времена из долины Нила вывозили обелиски и скульптуры. Размеры Пирамиды Цестия: высота — 37 метров, ширина – 30 метров.

Большой цирк

Большой цирк в Риме является античным ипподромом, который находится между холмом Палатин и холмом Авентин. Во времена Римской империи тут проводили состязания на колесницах. Император Гай Юлий Цезарь расширил цирк до внушительных размеров и это позволило единовременно наблюдать за бегами более 250000 людям. Для простолюдинов предназначались стоячие места, а для патрициев — ложи.

Длина Большого цирка в Риме 600 метров, а ширина — 150 метров.

Аппиева дорога была создана приказом цензора Аппия Цека в 312 году до Рождества Христова, и должна была дополнить Латинскую дорогу, которая соединяет Рим с колонией Калы возле Капуи.

Аппиева дорога является центральной античной общественной дорогой Рима. Позже Аппиева дорога была продолжена до Брундизия и соединяла Рим с Египтом, Грецией и Малой Азией.

По обе стороны Аппиевой дороги расположились такие памятники истории, как: гробницы, виллы, христианские катакомбы, средневековые башни, иудейские катакомбы, здания в стиле ренессанса и барокко.

Район Трастевере

Район Трастевере в Риме представляет из себя переплетение средневековых улиц на западном берегу реки Тибр, на юг от Ватикана. Район Трастевере находится на восточном склоне холма Яникул.

В древние времена на этом берегу Тибра проживали этруски, потом его заселили евреи и сирийцы.

Центральное место в районе Трастевере занимает базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, построенная в 3 столетии. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере построили в 5 столетии. В обеих церквях размещены произведения живописи и скульптуры известных мастеров.

На юге района Трастевере расположен вокзал Трастевере.

Вечером район Трастевере любят посещать туристы и сами жители Рима, так как тут находятся бары и рестораны.

Испанская лестница

Испанская лестница в Риме имеет 138 ступеней, ведущих от Испанской площади к храму Тринита-деи-Монти, расположенному на вершине холма Пинчо.

На Испанской площади располагалось представительство королей Испании. Дипломат из Франции Этьен Геффье считал, что нужно соединить церковь Тринита-деи-Монти и Испанскую площадь, и для этой цели завещал свое состояние.

Архитекторами проекта стали Алессандро Спекки и Франческо де Санктис. Строительство Испанской лестницы продолжалось с 1723 по 1725 годы.

На Испанской площади находится фонтан в виде лодки «Баркачча».

Фонтан Треви является самым большим фонтаном Рима, достигает в высоту 25,9 метра, а в ширину — 49,8 метра.

Фонтан Треви был создан в стиле барокко с 1732 по 1762 год. Проект принадлежит архитектору Николо́ Сальви. Фонтан находится рядом с фасадом палаццо Поли.

Легенда гласит, что тот, кто бросит монету в фонтан Треви, еще вернется в Рим. Если бросит две монеты, то его ждет любовная встреча. Если три, то — свадьба. Если четыре, то — богатство. Если пять, то — разлука.

Коммунальщики каждый год достают из фонтана монеты на сумму 1,4 миллиона евро.

Вторая легенда гласит, что в правой части фонтана Треви находятся «трубочки влюбленных», и те, кто из них выпьет воды, будут любить друг друга и жить долго и счастливо.

Достопримечательности Рима на карте

Достопримечательности Рима самостоятельно

Чтобы осмотреть бесплатные достопримечательности Рима, закачайте себе в телефон карту Рима и Италии, где уже отмечены все достопримечательности Рима. Чаще всего опытные путешественники используют для этого мобильное приложение Maps.me, где обозначены большинство достопримечательностей Рима с фото, названиями и описанием на русском языке.

  • Для осмотра платных достопримечательностей Италии и Рима, выберите понравившуюся вам экскурсию в Риме или достопримечательность из выше расположенного списка и нажмите на нее.
  • На следующей веб-странице можете прочитать подробное описание экскурсии в Риме, выбрать дату экскурсии и нажать на кнопку «Заказать».
  • После этого вам необходимо выбрать желаемое время экскурсии, количество человек, указать ваше имя, адрес электронной почты и телефон, и нажать на кнопку «Отправить».
  • После чего будет рассчитана цена экскурсии в Риме и вы сможете забронировать ее онлайн на официальном сайте «Трипстер».
  • Оплата экскурсий в Риме на сайте Tripster.ru проходит одним из удобных для вас способов, например с помощью банковских карточек VISA или MasterCard.

Достопримечательности Италии очень популярны среди туристов со всего света и особой популярностью пользуются достопримечательности Рима.

Франция, Испания, Германия, Болгария, Румыния и др. всего более 70-ти:

Древнеримские памятники в Арле (Франция),

Римский акведук Пон-дю-Гар (Франция),

Античный театр и триумфальная арка в Оранже (Франция).

Археологический ансамбль Мериды (Испания),

Римский акведук в Сеговии (Сеговия),

Исторический ансамбль Сплита с дворцом Диоклетиана (Хорватии),

Памятники Трира (Германия),

Вал Адриана (Великобритания),

Памятники всемирного культурного наследия в Италии,

относящиеся к античному периоду

Три территориальные группы объектов

1) сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры

2) другие памятники античности на территории современной Италии (Юг Италии, Сицилия и

3) довольно многочисленные архитектурно- исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Античные памятники Рима (Римский форум)

Вилла Адриана в Тиволи, близ Рима

Архитектурные памятники Древнего Рима

Исторический центр Рима

Ранние сооружения

(царский Рим, ранняя республика до I в. до н.э.)

Руины крепостной стены, сооруженной из квадратных глыб вулканического камня царем Рима Сервием Туллием (11 км.).

Комплекс Римского Форума (Forum Romanum), место проведения важнейших событий политической и экономической жизни (народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов). Окончательный облик сформировался к концу республиканского периода

Форум включал общественные здания, храмы, арки, колоннады, статуи, священную дорогу (Via Sacra), торговые ряды.

Храм Весты (круглый)

Руины аркад Табулариума (архивы республики).

Рим эпохи республики (династия Юлиев - Клавдиев и Флавиев, I в. до

н.э. - I в. н.э.)

Императорские форумы : форум с храмом Венеры и храмом бога Марса, форум Августа, форум Веспасиана Флавия.

Мраморная Триумфальная арка Тита на форуме (сын Веспасиана) в честь удачного похода римлян на Иерусалим

Аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, «сработанные еще рабами Рима».

Амфитеатр Флавиев , или Колизей. Строительство начато императором Веспасианом (75 г. н.э.), а закончено Титом (80 г. н.э.) Размеры 180 на 156 м, высота 50 м., вмещал 50 тыс. зрителей. Предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ (Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин).

Рим эпохи республики (династия Антонинов (I - II в. н.э.)

Колонна Траяна и часть базилики в честь побед императора. Размеры колонны – 38 м., колонна обвита (24 витка) спиральным рельефом-фризом длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. Сцены из жизни даков, подвиги римских легионеров

и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.

Пантеон (построен императором Адрианом). Круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту. Стены толщиной 6 м. Огромный купол, послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Мавзолей Адриана на правом берегу Тибра для самого императора

и членов его семьи. Первоначальные функции он выполнял

недолго. В средние века служил убежищем для римских пап (Замок Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом).

Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия - единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

Эпоха поздней Римской империи, династия Северов III - IV вв.

Руины терм и триумфальные арки

Термы Каракаллы (территория 340 х 330 м. Высота 30 м.)

Комплекс терм включал большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. Также были размещены две палестры, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещали одновременно более 2000 человек.

Рим — город, которому суждено играть чрезвычайно большую роль в древней и средневековой истории. Если доверять традиции, он был основан в VIII в. до н. н. э. и долгое время был небольшим городком, ничем не отличавшимся среди таких же городков — полисов Средней Италии и соседней Этрурии, области, заселенной этрусками. Но легенда рассказывает, что во время строительства первой городской стены, на одном из семи холмов, окружавших город, в почве была найдена человеческая голова, которой не коснулось тление. Римляне и этруски придавали большое значение различным приметам, и эта находка была истолкована как вестник того, что город достигнет могущества и бессмертной славы. Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — « голова»). Впоследствии на этом холме была поставлена бронзовая скульптура волчицы, которая является символом Рима, и храм, посвященный трем главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Миневре. Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.

Связанное с находкой головы пророчество сбылось. Воинственные и одновременно здравомыслящие римляне постепенно подчинили себе все города Италии, в том числе и те, которые были основаны греками. Стремясь расширить свое влияние на Сицилию, они начали войну с Карфагеном, который был центром могущественного государства. После окончательной победы во II в. до н. э. римляне взяли под свою власть многочисленные карфагенские колонии. Это положило начало созданию огромной империи, размеры и многонациональный состав которой поражает даже наших современников. Памятники римского строительства находят на территориях таких стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Германия, Австрия, Венгрия, Греция, Болгария, страны бывшей Югославии, Турция, Армения, Иран, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Марокко, Тунис. Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. Правда, могущественные завоеватели не оставили здесь значительных материальных следов своего пребывания. Но некоторое время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и Ольвии, городах, основанных на северном берегу Черного моря древними греками.

Круглый храм Сивиллы в Тиволи. Начало I в. до н. э. Общий вид и план

Хотя многие архитектурные достопримечательности римляне оставили далеко от родины, центром мира для них всегда был Рим.

Сюда свозились многочисленные сокровища покоренных стран, среди них и сокровища культурные. Большой город впитывал в себя культуру других народов, перерабатывал его на основе собственной что, в свою очередь, служило образцом для самых отдаленных провинций.

Первоначально римское строительство было весьма своеобразным.

Древнеиталийские дома были круглыми в плане, и похожими на них строились первые храмы. Но впоследствии заимствованные у других народов строительные системы возобладали, и до наших дней дожило лишь несколько храмов, в облике которых усматривают связь с древнеиталийской традицией. Это так называемые круглые храмы. Они небольшие по размеру. К такому типу памятников принадлежит храм Весты в Риме, храм Сивиллы в Тиволи, храм Фортуны в Баальбеке.

Мост, построенный римлянами через реку Тахо в Испании

Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. Первая из этих деталей легла в основу таких чисто римских сооружений, как арочные мосты и водопроводы — акведуки. Использование круглой арки при сооружении мостов позволяло увеличить расстояние между его опорами и значительно уменьшить нагрузку. Римские мосты и акведуки и сейчас сохранились во многих странах, возникших на бывшей территории огромной империи. Причем некоторые выполняют не только эстетическую, но и свою первоначальную практическую функцию. Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Особенно богата такими достопримечательностями Испания.

От греков римляне переняли архитравно — балочную систему и ордеры. Они использовали в своих сооружениях три классических греческих ордера: дорический, ионический и коринфский. Но они также создали два новых ордера: тосканский и композитный. Тосканский ордер, иногда называют также этрусским, по сравнению с греческими имеет более тяжелые и приземистые пропорции. Ствол колонн не имеет канелюр, фриз гладкий, не приукрашенный барельефами.

Существовали также сооружения, которые объединяли присущие грекам балочные системы с присущими этрусской архитектуре сводами. Такую систему называют ордерной аркадой. Древнейшей известной нам постройкой этого типа является Табуляриум — здание государственного архива, возведенное в начале I в. до н. э. на римском форуме.

Римские храмы, разнообразные по форме, существенно отличались от подобных греческих сооружений. Они поставлены не на стилобаты-ступенчатые платформы, а на подиумы-платформы, которые имеют лестницы только со стороны входа. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян. По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Прямоугольный в плане храм, окруженный полуколоннами, носит название псевдопериптер, в отличие от греческого периптера, где колонны стоят отдельно. Любимым типом колонн в Риме оставались колонны коринфского ордера, которые встречаются чаще, чем тосканские и композитные. Ионические и дорические колонны встречаются как исключение.

Особым типом общественного здания были римские бани, или термы. Кроме помещений для мытья, они включали просторные залы, предназначенные для различных физических упражнений, и такие, в которых можно было просто отдохнуть, провести время за приятной беседой. Известные термы имели также свои библиотеки, поскольку приятная беседа предусматривала для римлянина значительную осведомленность в вопросах философии и литературы. При строительстве терм использовались различные ордера, украшали помещения великолепными скульптурами. Правда, интерьер не украшали фресками, которые боятся влаги, зато большую роль здесь играла разноцветная мозаика, для которой не жалели дорогих материалов.

Храм Бела в Пальмире. Пример римского псевдопериптера

Римские театры отличались от греческих тем, что греческие театры всегда устраивались на склонах природных холмов. Римляне поднимали задние ряды для зрителей над передними с помощью искусственных опор — субструкций. Чисто римской постройкой является амфитеатр. Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо. Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей.

Римский амфитеатр в Северной Африке

С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. Статуи героев, а затем императоров на улицах города находились в гармонии с архитектурным ансамблем. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки. Они представляют собой каменные ворота, стоящие особняком среди города и которые не соединяются ни с какой стеной, их единственное предназначение — отдать дань уважения славным военачальникам. Возвращаясь в город во главе победного войска, военачальник проезжал через такую арку, которую возводили специально на этот случай. Сейчас в Риме сохранилось три таких арки: императоров Тита, Семптимия Севера и Константина. Много триумфальных арок, построенных в честь побед местного значения, сохранилось в провинциях.

Амфитеатр Флавиев, известный под названием Колизей

Центром общественной жизни, а значит, и центром многих архитектурных памятников Рима был форум — главная городская площадь. За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. Самым старым является республиканский форум, возникший в котловине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв. до н. э. Площадь имеет форму трапеции. В расположении отдельных зданий форума нет симметрии, но это обусловлено не оригинальностью замысла, а тем, что здания возводились здесь постепенно. Наиболее выдающимися сооружениями республиканского форума являются храмы Конкордии, Веспасиана, Сатурна и Диоскуров и базилики консула Эмилия и Юлия Цезаря.

Триумфальная арка Тита в Риме. 90 г. р. е.

Когда в I в. н. э. республиканский строй в Риме был заменен властью императоров, а население города очень возросло, неподалеку от старого форума начали строить новые форумы, которые называют императорскими, потому что строительство каждого из них было связано с именем определенного императора. Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Наиболее интересным считается форум императора Ульпия Траяна, возведенный в первой половине II в. н. э. В его состав входит несколько элементов, расположенных вдоль единственной оси. Первым является большой перистильный двор, в центре которого установлена конная статуя императора. Двор замыкает фасад величественного общественного строения — так называемой базилики Ульпия. Пройдя через базилику, попадаешь в малый перистильный двор, который служит обрамлением для триумфальной колонны, поставленной в честь военных побед Траяна. Высота этого монумента достигает 38 м. Его покрывают размещенные по спирали барельефы со сценами завоевательных походов. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, потому что императора в Риме обожали.

Республиканский форум в Риме

Форум императора Траяна

Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». Для стен делали облицовку из тонкого слоя кирпича или камня, снаружи и изнутри, а промежуток заполняли щебнем, смешанным с известняковым раствором и вулканическим песком. Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Его применение открывало большие возможности. Бетон использовали для возведения сводов и купола. Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию. Более дорогие материалы, например мрамор, использовали для облицовки и декоративных деталей. Колонны могли делать и из цельного мрамора. Образцом такого грандиозного сооружения из римского бетона является Пантеон, о котором пойдет речь далее.

Типичный жилой дом римского горожанина развился из итальянской сельской усадьбы. Но в городских условиях типичный для усадьбы двор превратился в большое помещение, носившее название атриум. Слово это означает «черный». Так помещение называли потому, что в нем находилось семейный очаг, и сажа оседала на стенах. В потолке над очагом проделывали большое отверстие, через которое выходил дым и заходил свет.

Колонна Траяна

В глубине атриума размещалась комната хозяина и стояли шкафы с ларами – богами — покровителями семьи и дома. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии. Все остальные помещения располагались вокруг. На улицу римский дом выходил глухой стеной. Впоследствии, когда римляне ближе познакомились с жилищным строительством других народов, они стали пристраивать к своим домам перистильные дворики, в которых приятнее было проводить время, чем в мрачном атриуме. Но национальные традиции не позволяли совсем отказаться от него, и он остался помещением для особо торжественных событий. Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны. Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах.

Интересные образцы римской жилой архитектуры можно видеть в Помпеях, небольшом городе, которій в I в. н. э. был погребен под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия. Иза-за этого события, его достопримечательности дожили до нашего времени, не испытав никаких изменений. Самые известные достопримечательности Помпеи — это не храмы и не дома рядовых граждан, а виллы. их интерьер украшают яркие фрески, дают нам представление о живописи Древнего Рима. Красочные стены дополнял пол, покрытый мозаикой.

Конечно, не все жители Рима могли себе позволить жить в домах с атриумами и перистильными двориками. Строились и многоэтажные жилые дома, в которых арендовали себе комнаты бедняки. Такие дома назывались инсулами.

Не менее интересными, чем достопримечательности Рима и Италии, являются образцы римской архитектуры в провинциях. Многие европейские и восточные города и сейчас хранят в своем планировании черты римского военного лагеря, из которого они возникли. Но завоеватели возводили не только военные лагеря. Оставаясь на чужбине, они пытались сделать ее как можно более похожей на Вечный Город, откуда пришли. Особенно много памятников возводилось в провинциях во времена поздней империи, когда даже императоры чувствовали себя не очень уютно в столице и пытались перенести свою резиденцию ближе к верным им легионам. Именно так возникла знаменитая резиденция императора Диоклетиана, которую сейчас можно видеть в городе Сплите, в Хорватии. Дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой прямоугольную в плане постройку, площадь которой равна 29409 м 2 , и стены в отдельных местах достигали 24 м. Середину занимает большой перистильный двор, в котором сохранились руины храмов императора, Юпитера и бога врачевания Эскулапа.

Так выглядит инсула — многоэтажный дом Древнего Рима

Фреска из Помпеи

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. перистиль

Пальмира (Сирия). Колоннада главной улицы

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. Реконструкция

Здесь же можно видеть мавзолей Диоклетиана, в средние века был переделан в собор. Тогда же стены дворца начали выполнять функцию городских стен.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке, Ливан

Особенно впечатляющие достопримечательности своего пребывания римляне оставили в восточных провинциях. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. К таким памятникам относятся руины Пальмиры, некогда крупного торгового города в Сирийской пустыне. Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Он имел долгую собственную строительную традицию, но во II в. н. э. был разрушен из-за многочисленных войн и затем снова отстроен римлянами. Говорят, что в величественных колоннадах Пальмиры нашли свое воплощение восточная пышность, греческая умеренность и римский размах. Всемирно прославился также храмовый комплекс в Баальбеке, ныне небольшом городке в Ливане, который когда-то был эллинистическим городом Гелиополем, а затем римской колонией, носившей длинное имя Юлия — Августа- Феликс. Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны.

Римская империя является одной из древнейших цивилизаций мира. Ее история начинается более трех тысяч лет назад, а расцвет приходится на первые столетия нашей эры. Крах древнеримской цивилизации связывают с набегами варваров, что также положило начало и разрушению необъятного количества архитектурных сооружений того времени. До наших дней дожила лишь часть из них, но и этого достаточно, чтобы насладиться величием и красотой древних объектов культуры.

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Фонтан Треви

В Риме сохранилось большое количество прекрасных фонтанов, среди которых самым популярным является Фонтан Треви, за что он и получил восьмое место в списке достопримечательностей.

Это сооружение имеет удивительную историю. Еще в 20 годы нашей эры император Октавиан Август установил водоснабжение жителей чистой водой, питающееся от удаленного на 12 км от города источника. До 18 века сооружение было скромного вида, и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, обрело свой уникальный вид.

Фонтан представляет собой каменное изваяние морского бога Нептуна, окруженного множеством персонажей, поражающих точностью деталей, и мимикой.

Термы Каракаллы

Седьмое место достается, так называемым, «банным комплексам» Рима. Созданы они были при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в III веке нашей эры.

Строение имело множество отделений, предназначенных не только чтобы мыться, но и полностью расслабиться, получить наслаждение и отдохнуть душой. Постройки включали в себя сами бани (термы), библиотеки, места для театральных представлений, гимнастические залы.

Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация терм, в связи с чем императоры стремились не только украсить стены и полы строения уникальной мозаикой, мрамором, но и собирали в нем многочисленные скульптуры, и иные ценности искусства.

Катакомбы

На шестую строчку попадают многочисленные подземные лабиринты Рима, представляющие собой античные места погребений людей, причисленных к лику святых.

Захоронения длились с I по V века нашей эры. За этот период в усыпальницах, количество которых насчитывают более шестидесяти, было погребено около 750 тысяч человек.

Так как катакомбы расположились по всему периметру города в разных его районах, одного конкретного входа в них нет. Попасть в подземные лабиринты можно, изучив официальные сайты усыпальниц.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Тройку лидеров открывает храм, построенный по заказу императора Адриана еще во II веке нашей эры, и посвященный всем Богам.

Как и многие другие здания древнего Рима, Пантеон является гробницей для захоронения многих знаменитых людей (здесь погребены Умберто I, Рафаэль).

Самой популярной и уникальной особенностью строения является круглое отверстие, расположенное на крыше купола, через которое в полдень в здание проникает яркий широкий луч света.

Храм славится своей богатой внутренней отделкой цветным мрамором, красивыми фресками и величественным убранством. И, не смотря на наличие толстых стен и массивного купола, внутри создается ощущение легкости и целостности всех конструкций.

Второе место рейтинга достается центру общественной жизни Рима — площади, выстроенной на месте когда-то болотистой местности, использующейся под кладбища, и осушенной при помощи канализационных систем, за несколько веков до нашей эры.

На римском форуме были воздвигнуты такие великолепные архитектурные сооружения, как Храм Веспасиана, Храм Сатурна и Храм Весты.

Посвященный богу Сатурну храм, построенный еще за 5 веков до нашей эры, претерпел множество изменений, связанных с постоянными разрушениями и восстановлениями, и дошел до нашего времени лишь в виде нескольких колонн.

Примерно та же участь коснулась и Храма Веспасиана, построенного в 79 году нашей эры, от которого в настоящее время осталось только три высоких колонны, возвышающихся на 15 метров над землей.

Дошел до нашего времени целиком только, воздвигнутый в честь богини домашнего очага, Храм Весты. После многочисленных пожаров, возникающих в здании, его было принято закрыть, в связи с чем строение пришло в упадок и сильно обветшало.

Это сооружение по праву занимает первое место списка, поскольку уже давно является не просто величественным зданием, а неоспоримым символом Древнего и современного Рима.

Амфитеатр представляет собой многоярусное здание овальной формы, с множеством расположенных по периметру арок разного размера. На строительство этого сооружения ушло 8 лет. Каждый ярус укрепляют колонны, возведенные в разных архитектурных стилях (коринфского, ионического, дорического ордена).

Отделка Колизея снаружи была выполнена в мраморе, а периметр украшали потрясающие скульптуры.

Самые важные персоны Рима и сам император усаживались в нижних ложах для привилегированных особ.

Несмотря на то, что уцелела лишь одна треть здания, римский Колизей остается одним из самых поразительных архитектурных сооружений во всем мире.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения