Про семейное счастье и отношения

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Назвать таких книг можно много, но когда литература показывает последствия этой победы, они чаще всего разрушительны, а в некоторых случаях смехотворны. Тема разума в литературе была во многом вдохновлена Эпохой Просвещения, но не только не задержалась, а вызвала острую реакцию и общее разочарование в рационализме в частности и в разуме как таковом. Приведём примеры.

"Преступлении и наказание " - разум подсказывает, что убить старуху рационально, и побеждает, и мы видим, что из этого получилось.

"Франкенштейн " - разум подсказывает, что попробовать сшить идеального человека из кусков трупов рационально. Получилось тоже не очень. Спустя сто лет эту же тему поднимет Уэллс в "Острове доктора Моро ", и примерно с теми же последствиями.

"Уловка 22 " - практически весь абсурдистский бред всей книги творится исключительно исходя из победы формальной логики над всеми человеческими инстинктами.

У Льва нашего Николаевича Толстого в "Войне и мире " - разум подсказывает князю Андрею подождать год со свадьбой, хотя у него есть чёткое ощущение, что делать этого не надо. Ну и вот.

"Дом с мезонином " Чехова можно трактовать как противопоставление разума жестокой Лиды и чувства рассказчика и Мисюсь. Разум побеждает и разрушает отношения последних. Вообще, Чехов конечно много издевается над чувственными натурами, но он их в итоге всегда оправдывает, а разумных не оправдывает никогда.

Победа рационализма отчасти пародируется в "Фаусте " Гёте, когда Фауст слышит звук лопат, и думает что это строят плотину, которая принесёт большую пользу людям - хотя на самом деле это лемуры роют ему могилу.

Огромные объёмы были посвящены воспеванию разума в поэзии 18-го века, что массово откатилось назад к воспеванию чувств, и обратно уже особо не возвращалось.

И так далее. Редкие примеры положительной оценки разума по причине своей теперь уже очевидной наивности - почти все со временем перетекли в раздел детской литературы, хотя первоначально воспринимались на полном серьёзе.

Главным венцом литературы рационализма был в своё время "Робинзон Крузо ". Чтобы оценить степень абсурда происходящего в книге, её действительно стоит перечитать во взрослом состоянии: Робинзон там активно пытается превратить необитаемый остров в английский загородный клуб, всех животных рассылает по вольерам, всё творит по календарю и расписанию, и даже обучает островного попугая английскому языку. Не удивительно, что роман долгое время служил факелом колониального просветительства. К чему это всё привело - мы, опять-таки, можем увидеть. Только уже не в книге, а вполне в жизни.

Таким же наивным выглядит сейчас сюжет "Кораллового острова ", в котором кучка выброшенных на остров английских школьников организует там типичную английскую колонию. Реакцией на этот роман стал небезызвестный "Повелитель мух ", где они в итоге бродят голые по джунглям, а главного рационалиста Хрюшу забивают камнями.

Ну и конечно тут нельзя не вспомнить Айн Ранд, у которой разум оправдывает такие вещи, как изнасилование ("Атлант расправил плечи ") и подрыв готового к заселению жилого комплекса ("The Fountainhead "). Но, как пытается убедить нас Ранд, он при этом везде и кругом прав.

Такие вот апологеты.

Происходит это всё вот почему. Чувства хорошо ошибаются, а разум ошибается очень страшно. Чувства герметичны и непротиворечивы, они просто есть, и они неизбежны - а разум высокомерен и изворотлив, он пытается жить по схеме, а жить по схемам физически невозможно. Поэтому даже когда герои литературы 19-го века в порыве чувств творят какую-нибудь чудовищную херню, как бы ни были трагичны последствия этих действий, мы всё равно тем не менее внутренне ощущаем, что они правы. Ну что бы они, в самом деле, отряхнулись, всё хорошенько обдумали, и решили не бросаться под поезд? Нет, просто вот это так. Это оказывается так не для того чтобы мы поступали именно таким образом, и не для того чтобы слушали голос разума - у тех, кто пробует, всё оказывается ещё хуже - но чтобы воспитать в читателе и другой набор чувств, возможно более эмпатичных, способных разрешить ситуацию каким-то другим образом.

С давних времён разум и чувство совершенно по-разному сказываются на нас. Разум опирается на логику и холодный расчёт, заставляя нас взвесить все за и против, чувства же, наоборот, ведут нас, опираясь лишь на эмоции, которые мы испытываем. Такое противоречие как было, так и будет всегда. Какой же выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам или прислушаться голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта и найти гармонию между этими двумя «стихиями»? Трудно ответить на этот вопрос. Поэтому разобраться в нем нам поможет русская литература – своеобразный учебник жизни.

Написано множество произведений из которых читатель сделает правильные выводы. Так, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», автор обличает пороки, которые и по сей день есть в каждом из нас. На примере главных героев Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воле сердца или холодный расчет все-таки лучше? Олицетворением меркантильности и подхалимства является, Алексей Степанович Молчалин.

Своей угодливостью герой успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Молчалин - убежденный консерватор, зависящий от мнения других. Низкопоклонство и угодничество вышестоящим людям – вот жизненный принцип Молчалина. В этом герое «разум» преобладает и в любовных делах. Испытывая сильные чувства к Лизе, он пытался купить ее любовь, обещая подарить ей «туалет прехитрой работы». Но всё же он вынужден ухаживать за Софьей. В любовном стремлении Молчалина к ней явно перевешивает расчет. Ему выгодно жить в доме Фамусовых, рядом со своим начальником. Лишь один разум движет этим героем.

Противоположным примером в этой комедии, является А. А. Чацкий. В нем Грибоедов воплотил многие качества передового человека своей эпохи. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, свободу мысли. Им движет лишь чувство, он испытывает к Софье искреннюю и пылкую любовь. Ни отъезд в Москву, ни разлука не охладили его чувств. Для него любовь- святыня. Именно поэтому Чацкий с болью переносит новость о том, что Софья любит другого. Верность в дружбе и искренность в любви – вот что важно для нашего героя. Он выступает против московских «тузов», которые живут, почитая лишь богатство и чин. Но итог всего этого довольно таки печален. Чацкий одинок. Среди людей нет никого, кто бы разделял его позицию. Все общество высмеивает его и признает сумасшедшим.

Еще одним ярким примером является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников - человек замечательного ума, глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному анализу своих и чужих поступков. Он яркий пример борьбы разума и чувства. Раскольников долго не решается на преступление, погружаясь в собственные размышления, он уверен, что зная все тонкости убийства и, относя себя к «необычным» людям, которым разрешено переступать любые грани, отличающие преступление от нормы, он будет способен переступить через себя и продолжить спокойную и счастливую жизнь. Но сон накануне преступления противоречил его разуму, его атмосфера раскалена сильнейшими чувствами – невыносимое отчаяние маленького Родиона, сотрясающее его маленькое сердце жалостью к «бедной лошадке». Все это говорит о противоестественности убийства. Однако это не останавливает Раскольникова. Совершив преступление, он начинает испытывать душевные муки. Если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников берет за основу только результаты своих размышлений, совсем забывая о чувствах.

Должен ли разум брать верх над чувствами?.. Однозначно нет. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но все же очень важно

учиться согласовывать чувство с разумом. Научиться жить в гармонии между этими двумя силами очень важно, это делает человека сильным и уверенным в себе.

ТЕМА - ЧТО ПОБЕДИТ РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?

РАЗУМ - это способность, могущая постигать и заключать верные последовательные мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
ЧУВСТВА же - устойчивые эмоциональные переживания человека, всегда субъективны, порой противоречивы; устойчивые чувства определяют мировоззрение и систему ценностей.
Поведение индивида больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся управлять ими, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они берут верх над нами, то мы справляемся и берем себя в руки, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

ВЕДЬ ИМ ВЛАДЕЛО СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, ЧТОБЫ НЕ ПОКОРИТЬСЯ СТИХИИ МОРЯ, ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИЛЫ БЫЛИ УЖЕ НЕ ТЕ, И КАК ОН ИГРАЛ СО СВОИМ РАЗУМОМ, ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ЕГО, и мальчик из участия подыгрывал ему. НО СО ВРЕМЕНЕМ СТАРИК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН УЖЕ НЕ ТОТ, КАК РАНЬШЕ, И СМИРЕНИЕ ВХОДИТ В ЕГО ДУШУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НИ ЧЕМ НЕ УМАЛИТЬ ЕГО КРЕДО ЖИЗНИ: "Никогда не сдаваться и бороться до самого конца". Постепенно старик начинает уже спокойнее относиться к своей неизбежной старости, и у него ещё остались мечты: увидеть любимый берег; сохранить себе жизнь и радоваться, что не погиб в море; мечтать встретиться во сне с воображаемыми львами.

В следующем рассказе К. ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА" хочу разобрать такую тему, где чувства всё-таки победили, и это обернулось трагедией или потерей, когда человек долго не может оправиться от своих переживаний, как от подобных ударов судьбы. В своем рассказе "Телеграмма" К. Паустовский описывает, как девушка уже несколько лет живёт в Ленинграде, крутится в суете сует, помогает организовывать выставки, но в это время старенькая мама далеко от дочери и находится присмерти; и дочке надо бы быть рядом с ней, но она опаздывает приехать, и маму хоронят без неё.
В последнем письме мать пишет, обращаясь к дочери: "Милая моя, ненаглядная моя",- и просит поторопиться к ней,..., видно, как старушка любит дочку, не смотря ни на что. Приехав уже с опозданием, не застав в живых мать, дочь в муках совести плачет всю ночь в пустом доме; сгорая от стыда, крадется по вечернему посёлку, незаметно уезжает. И эта тяжесть на сердце остается с ней на всю жизнь.
Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то уже непоправимой ситуацией, которую они не смогли преодолеть, и в своих мыслях всё время к ней возвращаются. Подобная душевная боль может бесконечно отнимать у человека силы и энергию жить дальше, радоваться тому, что есть и успокоиться на счёт того, что уже невозможно изменить.
И здесь можно привести в утешение молитву Оптинских старцев:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого."
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой», - сказал В. Г. Белинский, и я с ним полностью согласна. Также я пришла к выводу, что хорошо, когда разум следует за чувствами, а сердце вовремя откликается на призыв быть рядом с теми, кто в тебе нуждается. Не менее важно вовремя побороть свои чувства с помощью разума и прекратить тщетные попытки бороться там, где ты бессильна что-то изменить, а лучше научиться жить в гармонии с окружающим миром.


Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и, наконец, Онегин у ее ног, - он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна уже замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.

Но порой чувства не управляются сознанием и разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое.

Чему покорятся чувства-страсти, и как прояснится разум князя? Ведь непрестанный спор сердца и разума неминуемо приводит к беде. В связи с созданием семьи князь переживал и светлое чувство радости, и глухую тоску, но все же светился время от времени луч надежды на то, что присутствие в дальнейшем супруги Катерины спасет его. Возникает внутренняя борьба, и читателю в начале произведения трудно предположить, что возьмет верх - рассудок или чувства главного героя, и только случайная встреча с молодым монашком спасают жизнь князя от полного растления и окончательной гибели: монашек призывает погибающего изменить образ жизни.
"Нравственность - это разум сердца", - слова Генриха Гейне. Недаром принято хранить верность супружескому долгу, не поддаваясь чувству искушения. "Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом", - так сказал Блез Паскаль, и я полностью с ним согласна.
В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу сердца, а в других ситуациях, напротив, не следует поддаваться чувствам, нужно прислушаться к доводам разума. Рассмотрим еще несколько примеров.
Так, в рассказе В. Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна
пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителеми учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм. Однако порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими.
В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
Таким образом, мы можем прийти к выводу: можно повиноваться чувствам, если они добрые, светлые; но негативные и те, что мешают жить в гармонии, следует обуздывать, прислушиваясь к голосу разума. Но руководствоваться только разумом, живя среди людей, нельзя. В человеческом обществе необходимы человеческие чувства, дарить тепло, любовь, и разум нам дан, чтобы эти чувства воспитывать и развивать, направлять их в правильное русло. Именно интеллект, согретый добрыми чувствами, делает человека Человеком.
Хочется еще добавить в заключении, что человеческое совместное сосуществование постоянно находится в единстве и борьбе противоположностей, согласно мысли из "Феноменологии духа" Гегеля о том, что порой может быть примирение чувств с разумом, или, наоборот, происходит извечная борьба и противоречия которых; но единственно верно, что чувства и разум в человеческих отношениях не могут быть друг без друга.

Регистрационный номер 0365314 выдан для произведения: ТЕМА - ЧТО ПОБЕДИТ РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?
Разум и чувства: гармония или противоборство?
Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.
РАЗУМ - это духовная сила, могущая постигать и заключать верные последовательные мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Чувство же - устойчивые эмоциональные переживания человека, всегда субъективны, порой противоречивы; устойчивые чувства определяют мировоззрение и систему ценностей.
«Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», - утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда все чувства человека протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.
Поведение индивида больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.
Обратимся к литературным примерам. В своей повести "Старик и море" Э. Хемингуэй душевно описал случай нежелания старика смириться со своей старостью, которое привело его в состояние постоянной борьбы со стихией, символизирующей его чувства, не подвластные разуму.
СТАРИК ХОТЕЛ далеко ВЫЙТИ В МОРЕ И ПОЙМАТЬ МНОГО РЫБЫ, хотя БЫЛ СТАР И ИЗМОЖДЁН, НО ДОЛГО НЕ СДАВАЛСЯ, еще верил в свои силы. ЧТО ЗДЕСЬ?
ВЕДЬ ИМ ВЛАДЕЛО СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, ЧТОБЫ НЕ ПОКОРИТЬСЯ СТИХИИ МОРЯ, ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИЛЫ БЫЛИ УЖЕ НЕ ТЕ, И КАК ОН ИГРАЛ СО СВОИМ РАЗУМОМ, ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ЕГО, и мальчик из участия подыгрывал ему. НО СО ВРЕМЕНЕМ СТАРИК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН УЖЕ НЕ ТОТ, КАК РАНЬШЕ, И СМИРЕНИЕ ВХОДИТ В ЕГО ДУШУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НИ ЧЕМ НЕ УМАЛИТЬ ЕГО КРЕДО ЖИЗНИ: "Никогда не сдаваться и бороться до самого конца". Постепенно старик начинает уже спокойнее относиться к своей неизбежной старости, и у него ещё остались мечты: увидеть любимый берег; сохранить себе жизнь радоваться, что не погиб в море; мечтать встретиться во сне с воображаемыми львами.

В следующем рассказе К. ПАУСТОВСКого "ТЕЛЕГРАММА" хочу разобрать такую тему, где чувства всё-таки победили, и это обернулось трагедией или потерей, когда человек долго не может оправиться от своих переживаний, как от подобных ударов судьбы. Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то ситуацией, которую они не смогли вовремя предвидеть и затем преодолеть, и даже в мыслях всё время к ней затем возвращаясь.
В своем рассказе "Телеграмма" К. Паустовский описывает, как девушка уже несколько лет живёт в Ленинграде, крутится в суете сует, помогает организовывать выставки, но в это время старенькая мама далеко от дочери и находится присмерти; и дочери надо бы быть рядом с ней, но она опаздывает приехать, и маму хоронят без неё.
В последнем письме мать пишет дочери, обращаясь к ней: "Милая моя, ненаглядная моя",- и просит поторопиться к ней,..., видно, как старушка любит дочку, не смотря ни на что. Приехав уже с опозданием, но не застав в живых, дочка в муках совести плачет всю ночь в пустом доме, сгорая от стыда, крадется по вечернему посёлку, незаметно уезжает. И эта тяжесть на сердце остается с ней на всю жизнь.
Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то ситуацией, которую они не смогли преодолеть, и даже в мыслях всё время к ней возвращаясь, подобная душевная боль может бесконечно отнимать у человека силы и энергию жить дальше, радоваться тому, что есть и успокоиться на счёт того, что уже в силах изменить невозможно.
И здесь можно привести в пример молитву Оптинских старцев:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой», - сказал В. Г. Белинский, и я с ним полнотью согласна. Также я пришла к выводу, что хорошо, когда разум следует за чувствами, вовремя откликается сердце на призыв быть рядом с теми, кто в тебе нуждается. Не менее важно вовремя побороть свои чувства с помощью разума и прекратить тщетные попытки бороться там, где ты бессилен что-то изменить, а лучше научиться жить в гармонии с окружающим миром.
Считаю важным подчеркнуть, что разум позволяет нам не совершить непоправимых ошибок и дает возможность управлять чувствами для того, чтоб сохранить энергию и силу духа.

Спор разума и чувства… Это противоборство извечно. Порой в нас сильнее оказывается голос разума, а иногда мы следуем велению чувства. В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм; прислушиваясь к разуму, он будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна уже замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.
Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что, размышляя о споре разума и чувства, нельзя однозначно сказать, что должно побеждать- разум или чувства. Трагедия Татьяны в том, что пренебрегая своими чувствами, она сознательно отказалась от своих желаний.

Но порой чувства не управляются сознанием и разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства - совсем другое.
О внутренней борьбе человека со своими страстями чутко пишет и А.Н.Толстой в своем романе "Хромой барин". Автор искусно подводит читателя, что можно изменить свой греховный образ жизни, и есть все условия для этого, но не так-то просто сделать это без посторонней помощи ближних. Противопоставлены в романе друг другу молодая, чистая душой, супруга Катя, и ее муж - князь Алексей Петрович, уже повидавший жизнь и погрязший в своих страстях; душа его пребывает в мучительной борьбе в своих порывах вернуться к старым связям, не смотря на супружество; князь мучается от этого и уходит в тяжелый запой. В данном случае автор описывает все муки, которые происходят по воле чувств, с которыми человек не в силах самостоятельно совладать, и даже разум здесь не помощник.
Чему покорятся чувства-страсти, и как прояснится разум князя? Ведь непрестанный спор сердца и разума неминуемо приводит к беде. В связи с созданием семьи князь переживал и светлое чувство радости, и глухую тоску, но все же светился время от времени луч надежды на то, что присутствие в дальнейшем супруги Катерины спасет его. Возникает внутренняя борьба, и читателю в начале произведения трудно предположить, что возьмет верх - рассудок или сердце главного героя, и только случайная встреча с молодым монашком спасают жизнь князя от полного растления и окончательной гибели: монашек призывает погибающего изменить образ жизни.
"Нравственность — это разум сердца",- слова Генриха Гейне. Не даром принято хранить верность супружескому долгу, не поддаваясь чувству искушения. "Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом", - так сказал Блез Паскаль, и я полностью с ним согласна.
Хочется еще добавить в заключении, что человеческое совместное сосуществование постоянно находится в единстве и борьбе противоположностей, согласно мысли из "Феноменологии духа" Гегеля о том, что порой может быть примирение чувств с разумом, или, наоборот, происходит извечная борьба и противоречия которых; но единственно верно, что чувства и разум в человеческих отношениях не могут быть друг без друга.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора : поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

  • Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
  • Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
  • Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
  • Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
  • Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
  • Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения