Про семейное счастье и отношения

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс

по направлению « Дружба и вражда»

Для вступления: Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека

в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друзьях.

Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные

личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии,

искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

В мировой художественной литературе, в том числе и русской, мы

можем найти немало примеров, раскрывающих тему дружбы и вражды.

И.А.Гончаров «Обломов» Обломов и Штольц

Толстой «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер

Вывод: Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга. Демокрит

2.Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

Можно, но тяжело: жизнь без друзей пуста и однообразна. Родственники –это кровные люди, они всегда рядом Друзья –это родные по душе. Мысль, что есть друзья согревает нас, делает сильнее и увереннее в себе.

Лермонтов «герой нашего времени»(Печорин: «из двух друзей один всегда раб другого»)

Онегин(не было друзей, но начала завязываться дружба с Ленским, закончившаяся так трагически.

Лицейские друзья Пушкина(«19 октября», «И.И.Пущину»)

Вывод: Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

3.Когда вражда может перерасти в дружбу?

Если враги- оба благородные люди, просто стоят по разные стороны баррикад. Может так случиться, что они увидят сильные стороны друг друга, или один перейдёт на сторону врага по идейным соображениям, и тогда враги станут друзьями.

Пушкин«Капитанская дочка»(Гринёв и Пугачёв)

Толстой «Война и мир»Наташа и княжна Марья

Вывод: : (Бауржан Тойшибеков)

4.Благородным поведением можно завоевать даже врага.

Если этот враг способен понять ваше благородство.

Шолохов «Судьба человека»

Толстой «Война и мир» Князь Андрей на Аустерлице

Вывод: Легко превратить друга во врага, трудно превратить врага в друга. (Бауржан Тойшибеков)

5. Друг необходим, враг обязателен.

Враги – это недоброжелатели и их намерения понятны. Человек знает это и потому готов. Друзья – это родные души, а они не могут быть льстецами, потому что лесть – это несправедливая похвала с корыстной целью.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»(Чацкий и Молчалин)

Пушкин«Капитанская дочка»

Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий

Вывод: Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

6.Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Трусливый друг – это предатель, от него нужно держаться подальше. Он всё о тебе знает и ударит в самое больное место тогда, когда ты ждёшь помощи и поддержки.

Василь Быков «Сотников» Сотников(о Рыбаке)

Толстой «Война и мир» Борис Друбецкой(история с продовольственным обозом)

Вывод: Когда те, кто называл себя твоими друзьями, всаживают отравленный кинжал в спину, когда те, кому ты верил, под видом заботы, наносят смертельную рану в душу, оглянись вокруг - быть может, те, кого ты считал врагами, и есть твои самые настоящие и близкие друзья. ( )

Двоих надо страшиться: один - это сильный враг, а другой - коварный друг. (Унсур Аль-маали (Кей Кабус))

7.Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Марк Твен

Потому что долг дружбы – прощать неправильные поступки, если они сделаны не со зла.

Толстой «Война и мир»Николай Ростов и Денис Давыдов.

Наташа и Пьер (об Андрее)

Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников и Софья

Вывод: Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руставели)

Дружба может соединять лишь достойных людей. Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды. (Марк Туллий Цицерон)

8. Береги друга, чтобы сберечь самого себя.

Если обидеть друга и не признать вовремя ошибку, то потом может быть поздно: с другом может случиться беда, и ты уже навсегда останешься человеком, погубившим себя.

Пушкин «Дубровский»

Достоевский «Преступление и наказание»

Вывод: Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца. (Хун Цзычен)

Для заключения : На мой взгляд, дружба – единственное чувство, которому неподвластно притворство: она не терпит лжи и масок. С настоящим другом у человека не возникает потребности скрывать свои черты характера, возможные недостатки и выдавать себя за того, кем на самом деле не являешься.
Мне кажется, что наше поколение неправильно понимает истинность настоящей дружбы. Многие мои сверстники называют друзьями людей, которых знают непродолжительное время, которым еще не могут доверять, но уже называют их чуть ли не братьями и сестрами. Дружба проверяется не только годами, но и испытаниями, которые человек встречает на протяжении всей жизни.
Основным принципом дружеских отношений является верность. Доверие лишь укрепляет дружбу, а уверенность в том, что человек не предаст тебя, поддержит – доказательство настоящей дружбы.
Важно понимать, что друг – это не идеальный человек: он может совершать ошибки и нелепые поступки. Главное, чтобы друг умел не только прощать, но и не таить зла.

Список литературы:

1.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин»

2.Лермонтов «Герой нашего времени»

3. Чехов «Толстый и тонкий»

4.Толстой «Война и мир»

5.Василь Быков «Сотников»

6. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

7.М.А.Шолохов «Судьба человека»

8.И.А.Гончаров «Обломов»

9.Достоевский «Преступление и наказание»

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух

старых друзей-Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича

Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский

отличался гордостью и решительностью характера, за это его ценил и

уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и

Кирила Петрович скучал, когда рядом не было сослуживца. Автор объяснил

их дружбу тем, что оба они были ровесниками, имели одинаковое

воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Всё это

сближало их. Все соседи-помещики завидовали их согласию и дружбе.

Но однажды в ихдружеских отношениях наступилапора раздора и

страшнойжестокой вражды . Произошло это, когда Парамошка, слуга

помещика, во время осмотра любимой псарни Троекурова оскорбил

Дубровского, унизил его достоинство. «Нечаянный случай всё расстроил и

переменил». Покинув Покровское, Андрей Гаврилович потребовал, чтобы

слуга явился на суд. Но своенравный богач не захотел серьёзно разобраться в

этом, а начал беспощадно мстить Дубровскому, ещё сильнее унижая его.

Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему же между бывшими

друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его

надменность и высокомерие не дали ему остановиться и поразмыслить над

всем, что произошло. А вспыльчивость и горячность помещика подлили

масла в огонь. И началась убийственная месть...Удовлетворённый жаждой

мести, Троекуров понимает, что он натворил. Опомнившись, Троекуров

хотел исправить такое положение. Но было поздно. Он довёл друга до

сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся

в том, что любая вражда не делает добра.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим

пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким.

Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб

другого». Рабские отношения не могут поддерживать дружбу, это

унизительно. В душе герои не питают тёплых отношений друг к

другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет

прощать слабости, уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный.

Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. Разве это

дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя

наружно мы вдружеских отношениях». И мы ещё раз убеждаемся в том, что

дружба оченьнуждается в проявлениидобрых человеческих чув ств и

качеств , в искренности. А Грушницкий? Совсем другой человек:

восторженный, мягкотелый, не обладает яркими чертами, завистливый,

тщеславный, злобный, многословный. «Говорит он скоро и вычурно».

Грушницкий-юнкер, ему двадцать один год. Как мы можем назвать

отношения этих героев?

Ихпротивостояни е М.Ю. Лермонтов показывает в главе «Княжна

Мери». Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь

возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль является

развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. В чём

дело? Какова причина такого печального исхода? Никаких рабских

отношений в дружбе быть не может. Мы понимаем, что человек прежде

всего самдолжен быть другом . А у Печорина этого понимания нет, поэтому

у него не было настоящих друзей. Только тёплые человеческие отношения

укрепляют дружбу, а не превращают её во вражду.

Итак, рассуждения по теме привели меня к выводу о том, что дружба,

безусловно, является драгоценным даром. И человек, который умеет ценить

дружбу, не желая сеять вражду, заслуживает его. И хочется надеяться на то,

что среди наших современников будет больше таких людей, среди которых

будет процветать культ святой дружбы.

Сочинение на тему: Что такое дружба?

Что такое дружба? Каждый человек понимает ее значение в жизни по своему: для одних это понимание, для других – возможность увлекательно и незабываемо проводить свободное время. Для меня дружба – это, прежде всего, ощущение поддержки близкого человека и твердая уверенность в том, что он придет на помощь в трудную минуту. Настоящий друг не умеет завидовать, обижать или причинять боль: для него не важен социальный статус, он близок тебе по духу и понимает с полуслова.
Не обязательно, чтобы настоящий друг соглашался с вашей любой точкой зрения: гораздо ценнее, чтобы он поддерживал вас, даже если не согласен с вашими взглядами на жизнь. Настоящий друг может покритиковать, но никогда не солжет из лести и сознательно не унизит. Тайны, которыми ты делишься с другом, остаются только между вами двоими, и этим цениться и проверяется искренность истинного отношения к вам человека.
Дружба не подвластна времени, а эмоции в общении с другом не меняются: даже много лет спустя у людей находятся общие темы для разговоров, трепетные воспоминания и общие ценности в жизни. Друг способен простить вам не только мелкие оплошности, но и серьезные промахи и никогда не будет попрекать совершенными ошибками. Настоящий друг – это тот человек, с которым вы никогда не будете скучать, и который не даст скучать вам.
И в радости и в горести рядом с нами должен находиться только преданный и верный друг. Но можно ли в современном мире, где полно искушений и соблазнов, искренне испытывать настоящую дружбу?

Сочинение на тему: Дружба

На свете не так много вещей, которые являются вечными. Ведь золото, драгоценные украшения, изысканная одежда, дорогие автомобили и дома - все это ценности ложные, временные. Со временем они обесцениваются, ломаются, портятся, перестают быть модными. А вот среди вечных, истинных ценностей можно назвать три вещи. Это вера, любовь и дружба. Настоящий друг - это величайшее сокровище, верный друг познается в беде - как часто мы с вами слышим эти пословицы, но как редко задумываемся над их настоящим значением.
В сегодняшнее время очень трудно найти настоящего друга. Да, у каждого из нас есть много друзей, которых я называю бабочки-однодневки. Они готовы пойти с вами в кино или кафе, помочь потратить деньги в модных бутиках, посмеяться над шуткой. Но эти друзья никогда не поддержат вас в трудную минуту. Зачем им друг, которому надо помогать, которого нужно утешать, тратя свое время? Они лучше пойдут с другими, удачливыми друзьями в кино. А неудачники их не интересуют.
А вот настоящий друг никогда не оставит вас в беде. Чтобы не случилось, какая бы беда не постучала в вашу дверь, друг всегда будет рядом, всегда будет готов помочь, поддержать, утешить. Он готов пожертвовать своим временем, деньгами и даже жизнью ради вас. Вот это и есть настоящая дружба, которая является вечной и дорогой вещью в жизни. И поэтому ее, как весьма ценную вещь, надо беречь и дорожить ею.

Сочинение на тему: Роль дружбы в жизни человека

Трудно представить жизнь человека без близких людей, друзей и единомышленников. Обретая свое место в социуме, каждый индивид становится участником общения с коллективом. В детском садике, в школе, в институте, в армии, на работе, в творческой студии, на отдыхе - везде присутствуют различные люди и возможны всяческие контакты и предпочтения. Дружба между людьми может возникнуть в походе, во дворе дома, в сети Интернет, случится при самых невероятных обстоятельствах жизни.
Дружеские отношения открывают близким людям простор для совместных занятий, помогают преодолеть трудности в учебе, преображают и наполняют человека радостью бытия. Одиночество и замкнутость человека совсем не украшают ни парня, ни девушку. Только в дружбе и общении раскрываются лучшие качества людей. Иногда между друзьями возникают конфликты и ссоры, тогда наступают трудные времена. Но только лишь настоящая дружба помогает преодолеть всевозможные разобщения.
Люди, соединенные позитивными, дружескими отношениями, всегда помогут друг-другу, выручат один-другого, защитят и отстоят своего друга. В нынешнее время понятие «дружба» претерпевает различные трансформации и видоизменения. В сети Интернет на социальных сайтах вы можете иметь большое количество случайных друзей, но эти люди не могут быть настоящими друзьями. Святая, реальная дружба - это взаимопомощь, поддержка, совместное отражение противника, сокровенные разговоры и взаимопонимание.
В жизни человека всегда должны быть друзья и хорошие товарищи. В кругу друзей можно нормально отдохнуть, послушать музыку, потуссоваться и получить драйв от качественного общения. Хороший друг всегда проводит девушку к дому, проследит за безопасностью своей подруги, встретит с букетом цветов, поможет в трудных случаях. Дружбой нужно дорожить, стараться беречь человеческие отношения и наслаждаться приятным общением по-жизни.

Сочинение на тему: Ценность дружбы

«аргументы по теме: Опыт и ошибки»: «Слово о полку Игореве» А.С.Грибоедов « Горе от ума» Л.Н.Толстой « Война и мир» И.А.Бунин « Господин из...»

аргументы по теме: Опыт и ошибки»:

«Слово о полку Игореве»

А.С.Грибоедов « Горе от ума»

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»

И.А.Бунин « Господин из Сан-Франциско»

А.М.Горький «Старуха Изергиль»

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Произведения Аргументы

«Слово о полку Игореве»

Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и

в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю!Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь - совершает страшную ошибку: он идет на половцев с небольшой дружиной, а самое главное - никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. усь.

Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.

Автор пытается донести до князей - людей, облачённых властью -, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускать ошибок в своих действия, а опыт накапливать победами, продуманными действиями.



А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Гениальное произведение А.С.Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе. Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё с далеко идущими целями (Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»,- вот каков принцип Молчалина.

И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали Молчалина, только Софья ослеплена своей любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества. («…уступчив, скромен, тих …»). Ну что ж, как говорит она сама, «счастливые часов не наблюдают.»

Придёт прозрение, она поймёт свою ошибку, но будет уже поздно. Как жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого - искренние, настоящие.

Кто знает, может,этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что она вообще потеряет веру в любовь. Но пока она любит, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге.

Каждый из них делает свои ошибки в жизни. Но в том-то и прелесть, что они осознают их, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше - а это так привлекает читателей.Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона.


Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.») Он трудно будет искать свой путь -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это…») И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.

Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»

Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф.Достоевского-, согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.(Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.») Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.(«Тварь ли я дрожащая или право имею?») Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка, непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением - убийством старухи- процентщицы и её сеты («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно»)Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.») А.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой рассказа А.Бунина не имеет даже имени. «Господин»- так называю его все окружающие. Да, он действительно пока господин в этой жизни. Всю жизнь работал герой, копил деньги, приумножал своё состояние. И вот он достиг того социального уровня, о котором мечтал, и решил отдохнуть.(« До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее.»)А оказалось, что жизнь-то уже прожита, что ему остались считанные минуты на этой земле. Господин думал, что только начинает жизнь((« …во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет»), а оказалось, что он её уже закончил. Сам господин, умерев на борту корабля, конечно, не понял, что весь его путь - ложный, что ошибочными были его цели. Весь мир вокруг него - ложный.

Нет никакого истинного уважения окружающих, нет близких отношений с женой и дочерью - всё это миф, результат того, что он имеет деньги. Как человек, как личность он никого не интересует. Не случайно смерть господина стала трагедией для близкий, но потому, что возникло столько проблем с его телом. Обратный путь на родину в трюме, ящике из-под содовой - вот итог пути героя.

Автор не случайно даёт название кораблю « Атлантида» по названию исчезнувшего в океане острова, который, по легенде, боги наказали за аморальный образ жизни. Такой путь ждёт каждого, если он не осознает своих ошибок, не поймёт, что служит призрачному богу - деньгам и богатству.

А.М.Горький « Старуха Изергиль»

Героиня рассказа А.М.Горького старуха Изергиль имела большой опыт очаровывания мужчин.

Вся её жизнь - череда сплошных историй, влюблённости, расставаний. Но принёс ли ей этот опыт счастья? Нет, не принёс. Одинока она в конце своей жизни. Да и автор называет её как-то грубовато: «старуха».Человеку свойственно допускать ошибки в жизни. Однако Изергиль так легко их совершала, так быстро забывала очередного возлюбленного.(« Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками») Она играла судьбами людей, нисколько никого не жалея. И всё же хоть какой-то опыт жизненный она приобрела. Ведь недаром Изергиль мечтает о тихой жизни в деревушке с мужем и семьёй, чего у неё, к сожалению, нет. Она говорит, что «каждый сам себе судьба!». Одиночество стало итогом жизни героины. («За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью.») О многом задумываешься, читая рассказ. О том, что жизнь так быстротечна, что не нужно её растрачивать на ненужные встречи, действия и поступки. Страшно, если в конце жизненного пути остаёшься один.

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Безразличие, бессердечность, душевная чёрствость. Порой люди даже не замечают, как глубоко ранят душу близких людей. А когда заметят, посмотрят на себя со стороны, вспомнят, как они вели себя,- бывает уже слишком поздно, ничего изменить нельзя.Так и героиня повести К.Паустовского «Телеграмма» Настя тоже не могла найти времени для внимательного отношения к своей матери: всё – то она была занята, какие-то дела отвлекали её от очень важного в жизни - заботы о маме. Настя не находила пяти минут, чтобы позвонить ей, написать письмо. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола»

Похожие работы:

«Личный кабинет абитуриента УрФУ Добро пожаловать! После регистрации в "Личном кабинете абитуриента" Вы попадете в личное пространство и сможете заполнить в on-line режиме заявление на поступление в УрФУ и проследить за статусом своего заявления...»

«Татьяна Владимировна Кузьмина Эффективное манипулирование поведением человека текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=172217 Кузьмина Т.В. Эффективное манипулирование поведением человека: Издательско-торг...»

«1 Заключение В связи с поступившим на основании ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" запросом можно высказать следующ...»

«5 Turczaninowia 2004, 7(1) УДК 582.675(234.9) А.Н. Луферов A. Luferov ТАКСОНОМИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ ЛЮТИКОВЫХ (RANUNCULACEAE) ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ A TAXONOMIC SYNOPSIS OF RANUNCULACEAE OF THE FAR-EAST OF RUSSIA Приведён таксономический обзор лютиковых дальневосточной флоры России. Предложены изменения системы семейства Ranuncula...» улучшить параметры и характеристики современных оптоэлектронных систем и со...» в полумраке узкого, выкрашенного зеленой краской, коридора. Они неспешно закуривают и с наслаждением выдыхают табачный дым, иногда это получается синхронно, огоньки их сигарет...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Любимое произведение, с годами не потерявшее ни свежести, ни актуальности, кладезь афоризмов, живой, настоящий русский язык – все это о « » А.С. Грибоедова. Александр Сергеевич сам по себе был выдающейся личностью с трагической судьбой (прочитайте о нем, он того заслуживает) и вошел в русскую литературу как автор одного великого произведения. «Горе от ума» написано в 1824 году, но на сцене появилось значительно позже, вначале было поставлено офицерами одного полка, любителями театра, уже после ужасной гибели автора, а в настоящем театре – и того позже. О чем комедия «Горе от ума»? В богатом московском доме живет Павел Афанасьевич Фамусов и его дочь Софья, его секретарь Молчалин, горничная Лиза. Софья влюблена в Молчалина и скрывает это от отца. Тот вроде бы отвечает ей взаимностью. После долгого отсутствия возвращается Александр Андреевич Чацкий, воспитанный в том же доме. Он влюблен в Софью, рад встрече с Фамусовым и хочет просить руки возлюбленной, но папенька на сей счет имеет другое мнение: на примете «и золотой мешок, и метит в генералы» — Сергей Сергеевич Скалозуб. Чацкий удручен, удивлен холодным приемом, оказанным Софьей, вступает в спор с Фамусовым. Спор, казалось бы, ни о чем, но для Чацкого и Фамусова это возможность высказать свои позиции, к сожалению, непримиримые. В разговоре с Лизой Софья выказывает свою неудовлетворенность Чацким. Молчалин тем временем собирается ехать верхом, но он плохой ездок и падает с коня. Софья живо сочувствует ему, и Чацкий начинает понимать, что не он герой ее романа. В доме Фамусова собирается общество на вечер. Приезжают Хлестова, Горичи, Тугоуховские, здесь Зарецкий, Хрюмины. Перед нами проходит целый ряд героев, принятых в доме Фамусова. В какой-то момент Софья, разозленная поведением Чацкого, пускает слух о его сумасшествии, который с охотой поддерживают все, ведь так проще объяснить поведение Александра Андреевича. Чацкий собирается уезжать и в прихожей встречает Репетилова – своего знакомого, который бросается ему на шею и тут же выкладывает кучу новостей, но Чацкого они не интересуют. Он становится свидетелем флирта Молчалина и Лизы, как и Софья, которая получает удар в самое сердце. Появляется Фамусов, застает недвусмысленную сцену, он в гневе, а Чацкий навсегда покидает Москву.
Проблематика комедии Название комедии говорит о главной проблеме – проблеме ума и умного человека. Кто умен – Чацкий или Фамусов? Раскрывается она в спорах этих героев, в отношениях «века нынешнего» и «века минувшего». «Век нынешний» и «век минувший» Так говорит Чацкий о Фамусове и его обществе. Я всегда удивляюсь, как ученики легко «клеймят» старые порядки. Но позвольте спросить, что, философия фамусовского общества исчезла сегодня? Исчез карьеризм, беспринципность, «служение» лицам, а не делу? Перестали процветать Молчалины, чьим талантам – умеренности и аккуратности, а еще отвратительному угодничеству – ужасался Грибоедов? Потому термины весьма условные. Так говорит главный герой, когда вступает в борьбу с Фамусовым. Спор поколений касается некоторых очень важных и тогда, и сейчас вопросов.

    • Вопрос службы и гражданской позиции . Фамусов считает, что служба – это способ обогащения и продвижения по карьерной лестнице. У него есть ориентиры: Кузьма Петрович («почтенный камергер с ключом, и сыну ключ сумел доставить») и Максим Петрович, достигший высокого чина клоунадой перед императрицей. Но для Фамусова неважно, что чин достигнут унижением очень немолодого человека, главное – достигнут. Чацкий этого принять не может, он хочет служить «делу, а не лицам», а Максима Петровича презирает, а не восхищается им («Служить бы рад, прислуживаться тошно»).
  • Вопрос образования . Фамусов и его компания считают, что надо «книги сохранить так, для больших оказий», а Чацкий – сторонник наук, «высоких и прекрасных».
  • Вопрос влияния иностранцев на русских . Здесь Фамусов, на первый взгляд, сходится с Чацким. И тот, и другой возмущаются чрезмерным влиянием иностранной культуры на русское общество. Только Фамусов видит в этом необходимость для существования в свете, а Чацкий понимает, как нелепо и жалко выглядят люди, восхищаясь ничтожеством, хоть и иностранного происхождения.
  • Вопрос о русском народе и крепостном праве . Фамусов вообще об этом не думает, считая крепостное право естественным явлением, а крепостных – «недолюдьми». Они существуют, чтобы обеспечивать ему комфортное существование. Чацкий говорит о русском народе так: «… умный добрый наш народ…». Он возмущен тем, как с крепостными обращаются помещики, видит в них прежде всего людей, достойных уважения. Нигде напрямую в комедии Чацкий не призывает к уничтожению крепостного права, скорее, он осуждает безнравственность обращения с крестьянами.
  • Вопросы семьи, брака, любви . Для Фамусова брак – способ устроиться в жизни, как он это понимает. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. А вот Скалозуб – достойный претендент, хоть «слова умного не вымолвил…сроду». Чацкий считает, что брак и семья – главные ценности в жизни человека, когда человек любит, то весь мир для него сосредоточен в возлюбленном. Что интересно, что Софья считает так же, только герой ее романа такой любви недостоин.

А теперь решите, кто умнее? На самом деле, это очень серьезный вопрос. Разве не умен Фамусов? Молчалин, которому еще предстоит стать Фамусовым (он непременно станет)? Секрет комедии, ее гениальность, актуальность в том, что Грибоедов не дает прямого ответа. Чацкий – совсем не победитель, он объявлен сумасшедшим, почти изгнан. Автор может только показать, что есть другие люди, которые действительно достойны уважения, люди, у которых есть принципы и достоинство, и посмеяться над героями, которые таковых не имеют (фамусовское общество). Это идея произведения. Есть ум, который решает только свои узкие проблемы (Фамусов), а есть по-настоящему умные и нравственные люди, такие, как Чацкий. Умный читатель поймет, а вы все, я считаю, умные читатели. Внимание, ЕГЭ! В ЕГЭ по русскому языку, в задании 25 материалы комедии можно использовать как иллюстрацию к проблемам, которые я перечислила выше, помните, главная проблема – проблема ума. Надеюсь, вы поняли, кто же все-таки умнее. Загадки комедии Да, есть и такие. Например, Софья. Она умна? Почему безусловно умному и вызывающему симпатию Чацкому она предпочла убогого Молчалина? Неужели сущности его не видела? Да в том и дело, что не видела! В начале Фамусов говорит: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Она много читает французских любовных романов (а сейчас вы смотрите мелодрамы? Я – да), и просто придумала себе героя, каковым Молчалин не является вовсе. Он же молчит, почтительно слушает, и не поймешь, умен он или нет. А Чацкий разговорчив, язвителен и насмешлив, он – противоположность Молчалина. В XVIII-XIX вв. герой любовного романа был тих, печален, скромен, молчалив, а внешне Алексей Степанович таков и есть. Если говорит о трагедии героев, то уж поверьте, Чацкий оправится, Молчалин – и того быстрее поползет наверх по головам, Фамусов утешится, а Софья будет страдать долго, ее ударило больнее всех предательство, потому что она пережила еще и разочарование в идеалах. Ее стоит пожалеть. Еще одна загадка – образ Репетилова. Зачем Грибоедову в самом конце вводить еще одного героя? И в чем его суть? Вспомните, о чем говорит Репетилов. О том, что образован «секретнейший союз», что «шумим, братец, шумим» и так далее, и так далее. Только он бросается к Чацкому с объятиями (впрочем, как и к Скалозубу), можно подумать, что он его друг. Но так ли это? Чем занят секретнейший союз, о котором тут же первому встречному докладывает Репетилов? Шумят, поют, беседуют ни о чем. Слово есть, а дело? Дела нет. Фамилия героя образована от французского слова, в переводе «болтать, повторять». Ну, на кого похож герой? Да, на Чацкого, только без внутреннего содержания последнего, пустую оболочку, повторяющую первоисточник. Это пародия на героя. Зачем это автору? Я думаю, что Грибоедов, как человек талантливый, ощущал слабость позиции своего героя. Действительно, Чацкий не служит, не учится, ничем не занят. Чуть-чуть сдаст позиции, отступит от принципов – превратится в Репетилова. Потому Репетилов и появляется в конце, чтобы зритель увидел «обратную сторону» поведения Чацкого. А, может быть, ироничный Грибоедов показал немного «снизил» героя, так как тот оказался «слишком» хорошим? Но это только моя версия. В любом случае, «горе от ума» — одно из самых любимых произведений и до сих пор входит в репертуар лучших театров. Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

В истории искусства и литературы бывают случаи, когда всего лишь одно произведение делает его автора бессмерт-ным. А.С. Грибоедов навсегда вошел в литературу своей соци-ально-политической комедией «Горе от ума», в которой показа-на духовная жизнь России после Отечественной войны 1812 г., противоречия «века нынешнего» и «века минувшего».

Этические и философские взгляды А.С. Грибоедова отраже-ны уже в названии комедии. Человеку, который думает о разум-ном устройстве общества и не приемлет реакционных взглядов, трудно приходится среди тех, кто понимает ум как «уменье жить».

Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реак-ционных дворян-крепостников.

А.С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни-чью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно-исторический тип.

Фамусов олицетворяет «век минувший». Он — богатый поме-щик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой («что дело, что не дело — подписано, так с плеч до-лой»). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми:

При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человеку!

Фамусов — лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фаму-сова является Максим Петрович, который, несмотря на свои се-дины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повесе-лить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти. Он видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как «созвездие маневров и мазурки». Скалозуб раскрывает свои мечты:

… чтоб чины добыть, есть многие каналы, … Мне только бы досталось в генералы. И, не чувствуя цинизма, радуется, что Вакансии как раз открыты; То Старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет фило-софские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:

… Чтобы зло пресечь, Собрать все книги бы да сжечь.

Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло-дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.

Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не бо-гат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «уме-ренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карь-еры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, по-играть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу:

… В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь.

Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об-щества.

Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А.С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объяв-ляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это пото-му, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного об-щества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред-положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в сво-ем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему.

Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой обра-зованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечест-ву, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благород-ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, пре-клонение перед пустым «французиком из Бордо».

Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом про-тиворечии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», ко-торые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забы-тых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак.

Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружаю-щих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала со-циально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его лю-бовные надежды. По словам И.А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна». Материал с сайта

Хотя пьеса написана за год до восстания, но образ Чацкого воплотил многие черты нравственного облика и социальные взгля-ды декабристов. В самой пьесе имеются намеки на то, что Чацкий не одинок в своих взглядах на существующее общество. Это вне-сценические персонажи — двоюродный брат Скалозуба: «чин сле-довал ему,… он службу вдруг оставил», «в деревне книги стал чи-тать»; племянник княгини Тугоуховской князь Федор.

Реализм комедии «Горе от ума» выразился в том, что фаму-совское общество побеждает Чацкого, хотя, несомненно, сим-патии драматурга на стороне героя. Но реальные обстоятельства не давали возможности положительной развязки.

Комедия «Горе от ума» явилась оригинальным, ярким произве-дением, не утратившим актуальность и сегодня. Необыкновенно живой язык, конкретные и меткие высказывания Чацкого обусло-вили то, что многие строки пьесы стали афоризмами. Иногда, упот-ребляя такие выражения, как «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Чтобы детей иметь, кому ума не доставало», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Числом поболее, ценою подешевле», говорящий даже не знает источник крылатого выражения. Эти фразы органично вошли в разговорную речь, став поистине народными.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила настроения прогрессивного дворянства России первой четверти XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • роковые ошибки героев а. с. грибоедова "горе от ума"
  • сочинения горе от ума герои
  • темы и проблемы горе от ума
  • фамусов как олицетворение «века минувшего»

1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий и Горич когда-то (всего год тому назад служили вместе в одном полку) были друзьями. Их встреча в доме Фамусова была радостной. Один говорит: «Друг старый», - другой ему вторит: брат! Так встречаются эти люди. По воспоминаниям Чацкого, ещё в прошлом году «…в полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце». Сейчас Горич попал под влияние не только своей молодой жены, но и всего фамусовского общества. Слух о сумасшествии Чацкого воспринимается им с трудом, но под напором общественного мнения он сдается, тем самым предаёт друга: «Ну, все, так верить поневоле…» Так легко предаёт Платон Михайлович бывшего друга, почти брата.

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин не принимает дружбы, он считает, что в дружбе один всегда подчинятся другому. Вернер так не считает. Он старается изо всех сил понять и объяснить поступки Печорина, но так и не принимает его действий до конца. Последняя встреча этих «друзей» окрашена тяжёлыми интонациями недомолвок и недопонимания. Жаль, что Печорину безразлично отношение к нему Вернера. Хотя скорее это бравада.

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Князь Андрей и граф Безухов, несмотря на разницу в возрасте, являются очень близкими друзьями. Их объединяет высокая требовательность к самим себе, желание сделать благо обществу, оставить след. Андрей всегда даёт дельный совет Пьеру, хотя тот их никогда не выполняет. А Пьер пытается помочь Андрею в момент измены Наташи. Его слова, на первый взгляд, не слышит друг, но на самом деле, он слишком страдает и стремится отомстить за честь любимой девушки. Они всегда рядом, даже когда далеко. В этом настоящая дружба.

4. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Жизнь Григория Мелехова наполнена общением с людьми, среди них и друзья, такие как Митька Коршунов и Мишка Кошевой. Со временем жизнь разводит их не только по разные стороны баррикад, но и по разные стороны добра и зла. Прохор Зыков остаётся единственным самым верным другом Григория до конца.

5. Б. Васильев «Завтра была война»

Вика Люберецкая и Искра Полякова сначала не являются подругами. Обе очень сильные натуры, они, казалось, никогда не найдут общего языка. Но Искра поняла, какая чистая и честная Вика после чтения стихов Есенина. Безобидный день рождения стал точкой отсчёта для проверки на истинную дружбу этих девушек. Смерть Вики потрясла всех одноклассников. Но Искра совершает подвиг, когда читает стихи Есенина над могилой юной подруги. В этом её клятва в дружбе погибшей девушки.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения