Про семейное счастье и отношения

В последнее время очень часто приходится слышать такие фразы, как «он с виду хороший, но внутри - пустой» Так говорят про тех, чья духовная культура на очень низком уровне. Но что же такое духовная культура и в чём её предназначение? Именно над этим вопросом задумывается Сент–Экзюпери.

Действительно, затронутая великим писателем нравственная проблема чрезвычайно актуальна и важна для современного человека. Ведь многие люди сейчас попусту тратят своё время, волнуясь лишь о материальном благосостоянии и акцентируя внимание на удовлетворении личных потребностей. Они не задумываются, насколько узок и зыбок их внутренний мир, не стремятся к духовному совершенству, к нравственному развитию.

С таким мнением просто невозможно не согласиться. Вспомним хотя бы летописца Нестора, чьё упорство, чья безграничная сила духа, чьи знания позволили нам узнать так много об истории нашей могучей страны. Этот человек, отрекшись от земных радостей и житейский прихотей, посвятил всего себя созданию бессмертного труда – “Повести временных лет”. И, благодаря глубине своего духовного мира, Нестор рассказал нам далёкое прошлое нашей земли, установив прочный фундамент дальнейшего развития величайшей державы.

Ещё один прекрасный пример нам иллюстрирует художественная литература, а именно роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Главный герой был настолько предан созданию романа о Понтие Пилате, что отдавал всего себя, погружаясь в бездну творчества. Его внутренняя жизнь была настолько насыщена, что он не обращал внимания на скудность своего жилья, на материальную бедность, на голод и отсутствие какой-либо роскоши. Он был настолько верен своему делу, что впоследствии суровая критика свела его с ума, а судьба романа была более чем феноменальной.

Таким образом, сущность духовной культуры заключается в осознании человеком самого себя, своих идей и принципов, в накоплении знаний и в умении мыслить и понимать. Каждый человек должен выбрать свой путь и достойно пройти его. Но путь этот не найти на карте и не постичь физически, ведь он у каждого в душе.

65. Проблема сострадания (по Д. Гранину)

Насколько важно чувство сострадания, оказание помощи тому, кто в ней нуждается? Что способствует воспитанию в людях милосердия? Д. Гранин предлагает нам задуматься, «есть ли постоянная принуда для этого чувства?»

Для того чтобы найти ответ на поставленные вопросы, автор анализирует художественную литературу 19 века, акцентируя особое внимание на проблему «милости к падшим» в творчестве русских писателей. Д. Гранин утверждает, что А. С. Пушкин положил начало рассуждениям о проблеме милосердия в своих произведениях. Развитие данной темы можно наблюдать в творчестве и других писателей, для которых данный вопрос являлся актуальным.

Автор подводит читателя к мысли о том, что в человеке нужно воспитывать и всячески призывать чувство сострадания. «…Одно из высших обязанностей писателя» является раскрытие темы милосердия в своих произведениях. Именно художественная литература формирует человека как личность, изменяет мировоззрение. Современная литература также должна акцентировать своё внимание на призыве к чувству милосердия, так как это «… необходимость настоятельная, труднооценимая».

Я полностью согласен с автором текста. Сострадание, оказание помощи – это те поступки, которые необходимы каждому. Нужно всячески призывать людей к их совершению. В литературе можно найти много примеров того, как писатель затрагивает данную проблему. Так, в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова жертвует собой во имя близких для неё людей. Ей приходится продавать своё тело, чтобы прокормить семью. Она стыдиться себя, своей жизни, но понимает, что действует во благо, что без неё родные люди пропадут. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» А. Соколов, потеряв всех родных, встречает мальчика Ваню – сироту. Соколов проявляет сострадание, говорит, что он его отец, и этим даёт себе и мальчику надежду на новую жизнь.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимо воспитание и призыв к милосердию и в наши дни. Современная литература не должна отказываться от «пушкинского завета».

http://savinyurii.ru/ege/

66.Сострадание, чуткость и милосердие

Комментарии к проблеме: Так что же такое милосердие и сострадание? Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было, что отдавать другим.

Собственная позиция: Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей. Я считаю, что милосердие имеет для человека в жизни два значения: первое - облагораживающее душу твою и помогающее другим людям преодолеть одиночество и холод жизни, и второе - ускоряющее процесс разрушения личности, которая лишена милосердия Аргументы: Песни и былины, сказки и рассказы, повести, и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок!

Добро помни, а зло забывай, Доброе дело два века живет, Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра

Спасение души, - гласит народная мудрость. Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих сторон.

Заключение: Да, жизнь сурова. Некоторые в процессе жизненных испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата люди смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

67. Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б. Васильеву)

Невозможно представить наш мир без сочувственного, живого отношения друг к другу. Люди всегда очень нуждаются в чьем-то сострадании и понимании. Но, к сожалению, мы не так часто задумываемся об этом. В данном тексте Б. Васильев поднимает проблему эгоизма, отсутствия сострадания у некоторых людей. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта нравственная проблема заставляет читателя глубоко задуматься о своем поведении. Автор рассказывает о детях, которые ради создания музея забрали у матери самое дорогое - письма о погибшем на фронте сыне.

Позиция автора текста однозначна. Б. Васильев считает, что люди порой совершенно не задумываются о том, какую боль может принести другим их необдуманный поступок. Так для матери после того, как у нее забрали письма, сын «угас, умер, погиб вторично, и теперь уже навсегда».

Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что человек иногда бывает очень эгоистичен и безжалостен. Задумываясь только о личной выгоде, он совершает жестокие поступки, приносящие горе окружающим. Данная проблема нашла отражение в рассказе И. Тургенева «Муму». Дворник Герасим подобрал щенка. Он очень полюбил его, ухаживал за ним, кормил, заботился. Муму стал единственной радостью в жизни немого дворника. Но щенок не понравился барыне, и поэтому Герасим был вынужден утопить Муму. Невозможно передать словами его состояние после такого поступка. Из-за прихоти барыни он потерял единственного друга.

К данной проблеме обращался литературовед и общественный деятель Д. С. Лихачев. В одном из своих писем он говорит о том, что в наше время, к сожалению, становится все больше черствых и бездушных людей, неспособных на жалость, сострадание к другим, заботившихся только о себе.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: люди должны относиться друг к другу с пониманием и состраданием.

68.Черствое и бездушное отношение к человеку

Комментарии к проблеме: Черствость, бездушие, как часто мы слышим эти слова. Эти понятия слились в единое с нашей жизнью – это страшно. Когда на улице ты упадешь, никто не поможет, даже не подойдет. Но это не показатель, надо бороться с равнодушием общества.

Собственная позиция и аргументация: Черствость души - самая страшная болезнь на свете. А. П. Чехов

http://savinyurii.ru/ege/

говорил: "Спешите делать добро". Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и не удивительно, что очень большая часть произведений современных писателей посвящена этой теме. Авторы призывают нас быть добрее и сердечнее относиться друг к другу, вспоминая историю, уроки прошедшей войны. Одним из таких авторов был В. Шукшин. Так, например, герой произведения "Живет такой парень…" поражает непосредственностью и добротой. В повести Г. Щербаковой "Вам и не снилось" показано неправильное понимание нравственности взрослыми. Их нечуткое отношение к душам любящих привело к трагедии.

Заключение: Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека", - говорил Саади. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

69.Проблема безобразного и прекрасного в жизни (по В. Солоухину)

В наше время людям становится всё труднее почувствовать что-то красивое в этом мире. Каждый желает видеть только красоту без каких-либо недостатков, но, к сожалению, не всем это удается.

В предложенном для анализа тексте В. Солоухин затрагивает проблему безобразного и прекрасного в жизни. Автор задается вопросом: насколько важно для нас понятие красоты?

Вопрос о проблеме красоты никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Приведу в пример ситуацию из обычной жизни: красивая машина с грязным капотом или интеллигентный человек, ругающийся нецензурной бранью. В. Солоухин считает, что явления такого рода никак не совместимы. По мнению В. Солоухина, прекрасное не может сочетаться с некрасивым. Я полностью согласен с автором данного текста о том, что красивое не должно сосуществовать с неказистым.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении «Мертвые души». В этой поэме Чичиков ведет двуличную жизнь. Он обходителен со своим учителем, вежлив, даже ждет его после уроков, чтобы поднести ему пальто. Но в конечном итоге, когда его учитель остался в нищете, он даже не удосужился узнать о его здоровье, а просто передал ему «пятак», чтобы тот не помер с голоду. Таким образом, перед нами предстает ситуация низкого поступка с показной добродетелью.

Еще одним примером может стать недавний случай, произошедший на центральном телевидении. Известный журналист, написавший много политических статей о России и зарубежных странах, был публично объявлен безработным. По причине того, что он в грубой и жесткой форме выразился о тех, кто был ему ненавистен, в своем блоге.

В заключение хотелось бы сказать, что, наверное, человек еще не скоро сможет понять, что красиво, а что –

70. Проблема благодарности (по И. Ильину)

Что такое настоящая благодарность? Именно над этой важной проблемой размышляет известный русский литературный критик и публицист.

Проблема, выдвинутая И. Ильиным, никого не может оставить равнодушным, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас, потому что каждый человек в своей жизни испытывает чувство благодарности в ответ на "оказанное ему благодеяние".

Я полностью разделяю точку зрения автора, потому что благодарность–это дар, который не каждый способен оценить и принять. Мы должны учиться отвечать добром на доброту и любовь, ведь только так сможем идти вперед–в будущее. Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности И. А. Гончарова. В своем произведении "Обломов" знаменитый русский писатель показывает читателю ту силу, которой обладает благодарность, под ее влиянием человек способен на многое. Илья Ильич Обломов - молодой человек, который потерял интерес к жизни: он все свое время проводит дома, не выходит в свет, без помощи прислуги ничего сам сделать не может. Однако у него есть друг, который всячески пытается вернуть его к жизни. Штольц никогда не забывает друга, навещает его, пытается вывести в свет. И кажется, что ему

О. Генри " "
Самое важное не внешний блеск, а внутреннее содержание. Человека создает на количество наличных средств, а его душа. К таком вывод можно прийти, прочитав рассказ О. Генри « ». Главный герой рассказа - молодой человек по имени Тауэрс Чендлер, который раз в 70 дней выдавал себя за богача. Ему казалось, что так он возвышает себя в глазах людей, но он ошибался. Однажды он повстречал прекрасную девушку, которой весь вечер «пускал пыль в глаза», рассказывая о своих богатствах. Он думал, что завоевал ее внимание, но не учел тот факт, что люди не всегда оценивают друг друга «по одежке». Для обеспеченной Мэриан деньги не были важны, ее интересовал внутренний мир человека. Позже, рассказывая сестре, кого она могла полюбить, Мэриан описывала Чендлера, но не того, каким он ей представился на улицах Манхэттена, а того, кем он являлся на самом деле. Спрятавшись за «мишурным блеском», Чендлер не смог показать свою натуру. Как объяснил он сам себе «костюм не позволял».

В предложенном для анализа тексте С.Л. Львов поднимает проблему соответствия имиджа, внешнего облика человека и его внутренней сущности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социального характера не может не волновать современного человека.

Публицист раскрывает эту проблему, рассуждая о поистине талантливых и трудолюбивых людях, которые чего-то добились или хотят добиться в жизни своими трудами. В частности, С.Л. Львов приводит в пример людей искусства, могут выделить себя среди остальных благодаря своим талантам, умениям, трудолюбием, опытом, накопленными знаниями и проделанной работой, а не безупречной внешностью, элегантной одеждой и оригинальностью манер. Публицист противопоставляет незаурядных личностей, внешние облик и поведение которых не примечательны, и людей, пытающихся представить себя в лучшем свете, чем они есть на самом деле, с помощью внешнего вида.

Критик выявляет закономерности и схожести, присущие по-настоящему талантливому человеку и тому, кто себя им считает, но на самом деле не является: "Огромная витрина с довоенными фотографиями литераторов, погибших на фронтах Отечественной войны. Какие скромные костюмы, пиджаки, рубашки! И какие прекрасные незаурядные лица! Зато вспомните, как демонстративно-элегантен был некий литератор в "Театральном романе" Булгакова и какую сатирическую злость автора вызывало его пижонство и сибаритство!"

А также публицист считает, что человеку нелегко составить свой собственный имидж для привлечения к себе внимания остальных людей с помощью выявления своей индивидуальности. Он чаще всего занят долгими и мучительными поисками или заимствует чужое поведение: "Естественное поведение, при котором все - интонация, манеры, одежда - полностью отвечает внутренней сущности человека, - редкое благо".

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле, - почти всегда признак внутренней неуверенности. Целесообразнее сосредоточиться на выявлении своих внутренних недостатков и самосовершенствовании, развитии талантов.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором представлена борьба между двумя политическими направлениями (либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова и революционной демократией в лице Евгения Базарова), различие которых проявляется во внешнем описании героев: фатовство и манерность Павла Петровича и небрежность в одежде и поведении Базарова. Но Евгений Базаров обладал умением и желанием трудиться, ни одну минуту он не мог сидеть без дела, его жизнь была заполнена естественно-научной деятельностью. Павел Петрович, напротив, проводил все дни в безделии и бесцельных раздумьях и воспоминаниях, так и не построив своего счастья.

Другим примером является сказка А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", когда летчик рассказывает об открытии маленькой планеты, откуда прибыл Маленький принц: этот астероид был замечен телескопом турецкого астронома, который впоследствии доложил о своем открытии Международному астрономическому конгрессу, но астроному никто не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Для репутации астероида правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейскую одежду. Спустя одиннадцать лет тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде, и все с ним согласились. Этот пример ярко хакарактеризует то, что нельзя относиться к человеку так, а не иначе только потому, что у него такой внешний облик. Надо оценивать объективно.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: нельзя особо зацикливаться на своем внешнем образе и придавать ему решающее значение, лучше сосредоточиться на выявлении и искоренении внутренних недостатков, развитии талантов.

Маленький принц произнес очень мудрые слова, которые поймет далеко не каждый взрослый: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь." Он имел в виду, что внешность ничего не говорит о человеке. Главное - то, что у него в душе. Красивый человек может оказаться абсолютно безнравственным, а непривлекательный - личностью с высокими моральными принципами.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Свидригайлов с виду приятен. Внешность не выдает его ужасный внутренний мир: герой готов сделать все ради малейшей своей прихоти. С первого взгляда невозможно увидеть в Свидригайлове тирана и насильника.

Совсем иначе можно сказать о Соне Мармеладовой. Из-за своего образа жизни она бледна, худа, запугана. Но за этой внешностью скрывается по-настоящему прекрасный внутренний мир.

Оскар Уайльд "Портерт Дориана Грея"

Будучи юношей, Дориан произносит желание: он просит, чтобы вместо него старел портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Желание сбывается. Красота становится основным источником власти юноши. Дориан Грей не меняется с годами. Его внешность не портят безнравственные поступки. За прекрасной внешностью юноши скрывается безнравственное существо, для которого нет ничего святого. Люди, не знающие, на что способен этот человек, не видят в нем ничего плохого. Красота лишь внешне скрывает моральное уродство. Получается, внешность обманчива.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Элен Курагина красива, но это не делает ее хорошим человеком. Эта женщина безнравственна, эгоистична, корыстна, глупа. Привлекательная внешность не имеет ничего общего с моральными качествами героини.

Внешность Марьи Болконской нельзя назвать привлекательной. Истинная красота этого человека проявляется в высоких моральных принципах и нравственных поступках. Герои, способные видеть настоящую красоту, не придавали значения внешнему облику княжны Марьи.

Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.

В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственности является эстетическое чувство .

Мальчик-звезда в начале сказки пристает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья» (1, 476).

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» (1, 477).

Но красота и беспредельная власть принесла ему только зло, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким» (1, 466). Из-за своей жестокости герой этой сказки становится уродом: душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать - это, в конце концов, находит отражение на его лице: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» (1, 479).

Толчком к исправлению как душевному очищению становится отвращение к собственной безобразной внешности. Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

В «Мальчике-звезде» наиболее ярко показано писателем соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен, но все становится на свои места - в наказание у него забирают самое ценное - красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться - и его тело становится прекрасно, как его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По-иному он рассматривает ее в сказках «День рождения Инфанты» и «Счастливый Принц».

«Центральной идеей сказок О. Уайльда говорит Т. Кривина, - является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится Карлик («День рожденья Инфанты»), как и Соловей («Соловей и Роза»), но жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее, некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Тема самопожертвования

Тема самопожертвования - центральная для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, отдав бедной швеи рубин со своей шпаги, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото - а свою красоту: «Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр. - Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» (1, 373).

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены: «И повелел господь ангелу своему: - принеси мен самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

Правильно ты выбрал, - сказал господь. - Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» (1, 373).

Без награды за свою жертву остаются Соловей («Соловей и Роза») и Карлик («День рождения Инфанты») - розу, за которую отдал свою жизнь Соловей, разочарованный отказом Профессорской Дочери, Студент просто выбрасывает. А маленький Карлик, танцуя для прекрасной внешне и ужасной внутренне Инфанты, не выдержав отчаянья от собственного уродства, погибает просто на полу замка, где танцевал. Но, чем выше жертва и Соловья, и Карлика, тем ниже, безобразнее, рисует Уайльд и бездушную Инфанту, и слишком рационального Студента. Именно на основе контраста писатель показывает прекрасный внутренний мир своих героев и безобразие внешней действительности.

Выводы к разделу

Итак, данный раздел был посвящен анализу проблематики сказок Оскара Уайльда. Анализируя сказки, мы пришли к таким выводам:

1. Очень ярко в сказках писателя представлена проблема соотношения героев и внешнего мира. И, выделив такие сказки, как «Молодой Король», «Преданный Друг», «День рождение Инфанты», мы пришли к выводу, что часто внутренний мир героев - мир романтических иллюзий - рушится от столкновения с реальностью. Эти сказки - своеобразное предупреждение, в них - укор и критика жестокого реального мира.

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней в сказках «Мальчик-звезда», «Счастливый Принц», «День рождения Инфанты». Суть этого соотношения в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения