Про семейное счастье и отношения

Ирина Михалюта
Проект «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта

Воспитание детей , формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка , приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать детям чувство привязанности к семье и дому . Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей , она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Цель проекта : формировать у детей понятие «семья » , воспитывать любовь и уважение к семье , как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Участники : родители, дети, воспитатель, психолог, логопед.

Задачи проекта :

Формировать у детей представления о семье , профессии родителей.

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , учить проявлять заботу о родных людях.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Развивать коммуникативные навыки детей .

Дать представление о понятиях : “род”, “родители”, “родословная”, “семья” , “родные”, “близкие”.

Уточнить и расширить представления ребёнка о самом себе (он член семьи ; имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками; цвет волос, глаз; у него есть обязанности по дому; он должен хорошо знать свою фамилию, имя, отчество, свой день рождения, домашний адрес и т. д.).

Дать понятие о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей.

Продолжать развивать познавательные способности у детей , активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Способствовать повышению общей культуры общения членов семьи и их сближению .

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта : социальный, творческий, групповой.

Области проекта : «Музыка» , «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Труд» , «Здоровье» , «Чтение художественной литературы» , «Безопасность» .

Название проекта : «Моя семья » .

Длительность : долгосрочный, информативно - творческий, групповой.

Дата, период реализации проекта : с октября по март.

Проблема : не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.

Ресурсное обеспечение :

Личностно ориентированное обучение и воспитание.

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающее обучение.

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуальное обучение.

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для образовательной деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников .

Информационно-коммуникационное.

В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. В образовательной деятельности, в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развитие творчества.

Творческий процесс делится на четыре фазы : подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая.

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению , в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная .

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования . Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Ожидаемый результат :

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье , ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье , гордость за свою семью , бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий) .

Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников , создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Созданию системы занятий и совместной деятельности : «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.

Этапы реализации проекта :

Первый «Подготовительный»

на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта ,

составить план - схему проекта ,

привлечь специалистов (музыкального руководителя, психолога, логопеда, родителей) к осуществлению соответствующих разделов проекта ,

сбор, накопление материала,

включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности,

домашние задания для само - выполнения,

презентация проекта ,

открытые мероприятия.

Второй «Основной»

1. Воспитатель вместе с детьми.

Чтение художественной литературы по теме “Моя семья” .

Е. Благинина «Посидим в тишине» ; русские народные сказки «Дикие лебеди» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Снегурочка» , «Морозко» , «Крошечка – Хаврошечка» ; В. Катаев «Цветик-семицветик» , С. Баруздина «Мамина работа» , С. Михалкова «А что у вас?» , сказки Г. Х. Андерсен «Огниво» , «Стойкий оловянный солдатик» ; Я. Акима «Моя родня» , В. Драгунского «Моя сестра Ксения» .

Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку» , «Непослушный медвежонок» «Осторожно, обезьянки» , «Мама для мамонтенка» , «Морозко» , «Двенадцать месяцев» . «Федорино горе» , «Марья – искусница»

Дидактические игры «Кто старше ; «У кого сегодня день рожденья?» ; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?» ; «Кто ты для бабушки?» ; «Огорчится ли мама, если…» , «Моя семья . Составь цепочку» , «Кто сегодня именинник?» , «Придумай фамилию» , «Назови профессии» , «Что лишнее?» , «Кому, что нужно?»

Беседы : «Моя дружная семья » , «Расскажи мне о своей семье » , «Люди каких профессий были и есть в вашем роду» , «Мои домашние обязанности» , «Если мама устала…» , «Как я помогал папе, бабушке, дедушке» , «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.» , «Что любит моя мама» , «Мама глазами художников» , «Моя родословная» , «Я и моё имя» , «Выходной день в нашей семье » , «Самые дорогие люди» , «Мои близкие» , «Как росли мои родители, бабушка и дедушка» , «Традиции нашей семьи » .

Заучивание пословиц и поговорок о семье , дружбе, пальчиковые игры : «Дружная семейка» , «Строим дом» , «Капитан» , «Три Катюшки» , «Помощник» .

Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день матери» , «Поздравительная открытка для папы»

Сюжетно-ролевые игры : «Семья » , «Дочки-матери» . «Готовим обед для мамы» , «Помогаю в гараже папе» . «Водители» , «Поезд» , «Новоселье» , «Ремонт в квартире» .

Выставка рисунков : «Моя мама – самая лучшая» , «Наша дружная семья » (фотоальбом) .

Развлечение «Папа самый лучший друг» .

Разучивание стихов, песен о семье

Конкурс стихов и песен «Моя семья "

2. Родители – дети.

Беседы с детьми о своей семье , родственниках.

Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.

Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье :

О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка” , З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

Составление таблиц-схем “Моя родословная”.

Выставка творческих работ с привлечением детей посвящённая дню матери (рисунки детей портрет мамы ) .

выставка стенгазет «Генеалогическое древо»

3. Воспитатель – родитель.

Поместить тесты в уголок для родителей с целью повышение их культуры общения в семье : «Искусство жить с детьми, или какой Вы родитель» .

Консультация для родителей : «Родословная – старинная русская традиция » , «Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению) .

Индивидуальные беседы-консультации.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта .

4. Воспитатели – родители – дети.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья » .

Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»

Оформить уголок «Право родителя и права ребенка»

Художественная деятельность «Семейный портрет» .

Развлечение ко дню матери.

«Моя семья »

Фотовыставка «Наши семейные традиции» , «Отдыхаем всей семьей .

Рассказы и рисунки детей : «Познакомьтесь с моей семьёй »

«Генеалогическое древо моей семьи » .

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

«Самый лучший рецепт семьи » для создания кулинарной энциклопедии.

5. Деятельность педагога.

Изучить историю составления родословной.

Подготовить художественную литературу по данной теме.

Выпустить буклет для родителей по теме «Как воспитать толерантного человека» , «Отцовская любовь» .

Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

Презентация : представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

Третий «Заключительный»

презентация «Профессии наших мам и пап» ,

фотовыставка «Мамочка – милая, самая любимая»

утренник «Мамино сердце» .

Поделки для пап ко дню защитника Отечества.

Конкурс стихов и песен «Моя семья "

Совместный спортивный праздник с детьми и их родителями «Моя семья »

выставка стенгазет «Генеалогическое древо»

Итоги реализации проекта .

1. Знание детьми информации о своей семье .

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье .

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи .

Список книг о семье Для детей младшего и среднего школьного возраста 7-13 лет

Астрид Линдгрен

    «Мы все из Бюллербю»;

    «На острове Сальтрока»;

    «Пеппи Длинный Чулок»;

    «Братья Львиное Сердце» - все книги А. Линдгрен пронизывает дружная атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Памелла Трэверс

    «Мэри Поппинс» - сказочные истории о веселой семье Бэнксов: маме, папе, пятерых детей и их удивительной няне, которые учат друг друга взаимовыручке, уважению и любви.

Туве Янссон

    «Сказки о Муми-троллях» - семейство сказочных существ, оказывается, решает те же проблемы, что и семьи обычных людей.

Джуди Блум

    «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» - история о появлении в семье младшего ребенка, полная юмора и доброты.

Лидия Чарская

    «Записки маленькой гимназистки».

Валентина Осеева

Дж.м. Барри

    «Питер Пэн и Венди».

Михаил Зощенко

    «Леля и Минька».

Евгений Шварц

    «Приключения Шуры и Маруси».

Аркадий Гайдар

    «Чук и Гек».

    «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Эдуард Успенский

    «Дядя Федор, пес и кот».

Лев Кассиль:

    «Кондуит и Швамбрания». Увлекательная книга о детях 20-х годов прошлого века, их увлечениях, творчестве, отношениях с родителями.

Книги о семье для старшеклассников 13-18 лет

Л. Ф. Воронкова

    «Старшая сестра»;

    «Личное счастье» - повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате.

Э. Кестнер

    «Когда я был маленький» - повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.

Дина Сабитова

    «Где нет зимы» - история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни.

Анне-Катарина Вестли

    «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»;

    «Маленький подарок для Антона»;

    «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании».

Жан-Филипп Арру-Виньо

    «Омлет с сахаром. Приключения семейки из Шербура».

Луиза Олкотт

    «Маленькие женщины» - светлая и трогательная история о семье, в которой заботы и трудности не мешают искренней любви между домочадцами.

С. Востоков

    «Ветер делают деревья» - веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями.

А. Н. Толстой

    «Детство Никиты» - повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни.

И. Минутко

    «Старая липа в московском дворе» - повесть о подростках, которым родители помогают найти верные решения непростых нравственных задач.

Д. Олдридж

    «Последний дюйм» - остросюжетная повесть, в которой отец под угрозой гибели вынужден искать общий язык с сыном, который никогда не был близок ему.

М. Паньоль

    «Детство Марселя» - повесть о детстве писателя, проведенном в старом деревенском доме в окружении большой семьи: отца, матери, дяди, тети и младшего брата.

Л. Н. Толстой

«Детство. Отрочество. Юность» - в трех повестях великий русский классик подчеркивает основополагающую роль своих родителей в формировании его нравственных устоев, мировоззрения и отношения к окружающему миру.

А. П. Чехов

    «Событие» - рассказ о богатой и благополучной семье, в которой дети несчастливы из-за отсутствия взаимопонимания с родителями.

Ю. Яковлев

    «Мальчик с коньками» - рассказ о мальчике, которому в жизни очень не хватает отца.

Павел Санаев

    «Похороните меня за плинтусом».

Анатолий Алексин:

    "Дневник жениха" - рассказ о том, как родительская любовь бывает эгоистична и слепа и калечит судьбу ребёнка. Но и ребёнок в какой-то момент должен повзрослеть и почувствовать личную ответственность за свою судьбу. Вот вторая повесть именно об этом.

    "А тем временем где-то" - школьник Серёжа Емельянов воспитывается в образцовой семье - так говорят все окружающие. Но в один день он случайно узнаёт, что его отец не такой уж и образцовый человек. Когда-то он оставил женщину, которая поставила его на ноги в прямом и переносном смысле, а потом даже не откликнулся на её просьбу о помощи. О том, какое решение принял Серёжа, рассказывает автор.

Вообще почти в каждой повести Алексина присутствует непростая ситуация в семейных отношениях.

Наринэ Абгарян

    «Манюня».

Дина Рубина

    «На солнечной стороне улицы».

Людмила Улицкая

    «Казус Кукоцкого».

Тема семьи в классической литературе

Джон Голсуорси

    «Сага о Форсайтах».

Эмили Бронте

    «Грозовой перевал».

Федор Достоевский

    «Братья Карамазовы»;

    «Подросток».

Лев Толстой

    «Анна Каренина»;

    «Семейное счастье»;

    «Война и мир».

Уильям Шексипр

    «Трагедия о Гамлете принце Датском».

Борис Пастернак

    «Доктор Живаго».

Александр Островский

Н В. Гоголь

    «Старосветские помещики».

И.А. Гончаров

    «Обломов».

С.Т. Аксаков

    «Семейная хроника»;

    «Детские годы Багрова-внука».

Н.Г. Гарин-Михайловский

    « Детство Темы».

М.Е. Салтыков-Щедрин

    «Господа Головлевы».

М. Горький

    «Детство»;

    «В людях»;

    «Мои университеты».

Василий Сухомлинский

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Василий Сухомлинский

Все добрые люди – одна семья

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Василий Сухомлинский

Седьмая дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Борис Ганаго

Они забыли…

Род, родина, родные, родимый… Увы, кого-то эти слова - пустой звук. Жил Сережа с родителями, да разве являлись они отцом и матерью? Они думали только о выпивке. Напиваясь, отец зверел и избивал своего малыша. Мальчик убегал из дому и ночевал летом в парке, а зимой в подъездах.

Пропив все, родители продали квартиру, забыв, что они отец и мать. И уехали куда-то, не вспомнив про сына.

Сережа оказался один, без дома, а было ему всего пять лет. Пищу он искал в мусорках, иногда голодал сутками.

Как-то он подружился с таким же бездомным мальчиком. Вдвоем было лучше. Однажды они устроились на ночлег в старой машине на свалке и заснули. Что им снилось? Может быть, дом, тарелка с кашей, от которой шел вкусный пар, или мама, еще трезвая мама, поющая колыбельную песню?

Проснулся Сережа от едкого дыма - машина горела. Дверь заклинило, огонь уже обжигал лицо, руки. Сергей изо всех сил толкнул дверцу, выскочил, попытался вытащить друга, но машина взорвалась. Ударной волной его отбросило в сторону. Он потерял сознание; придя в себя и увидев свое обгоревшее лицо, решил только по ночам выходить на поиски пищи. Малыш страдал от сильных ожогов. Ему казалось, что он забыт и брошен всеми.

Однажды – о неисповедимые пути Господни! - его на свалке нашли журналисты. Взволнованные судьбой бездомных детей, они рассказали о мальчике по телевидению.

Уже на следующий день в студию позвонил мужчина, назвавший себя Николаем. Он сказал, что хочет найти Сережу и усыновить его. Вскоре Николай увез мальчика к себе в деревню. Добрые люди собрали деньги на операцию. Теперь ожогов уже не видно. Заживают и душевные ожоги. Сережа учится в школе. Он самый счастливый человек на свете - у него есть дом, есть отец.

Василий Сухомлинский

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Василий Сухомлинский

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Василий Сухомлинский

Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Василий Сухомлинский

Я больше не буду

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.

Василий Сухомлинский

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Василий Сухомлинский

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Василий Сухомлинский

Как Соловьиха поит своих деток

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

Василий Сухомлинский

Юрко – тимуровец

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Василий Сухомлинский

Как родился Василько

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Тамара Ломбина

У каждого свое счастье

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Борис Алмазов

Горбушка

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал

кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня

наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом,

светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Рассказы собрала Тамара Ломбина Член Союза писателей России, кандидат психологических наук. Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир».

Пословицы и поговорки, отражающие воспитательное влияние

старшего поколения на детей:

Молодость плечами крепка, старость – головою.

Стар, да дюж.

И стар, да удал – за двоих стал.

Стар, да умен – два угодья в нем.

Не красна старость годами, а красна летами.

Старик, да лучше семерых молодых.

Чем старее, тем правее.

Без старых не проживешь.

У кого есть дед. У того и обед.

Бала б моя бабуся – никого не боюся, бабушка – щиток, кулак – молоток.

Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.

Бабушке один только дедушка не внук.

Корми деда на печи – и сам будешь там.

Нет милее дружка, чем родная бабушка.

Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди.

При солнышке тепло, а при бабушке добро.

Примеры потешек, прибауток, дразнилок, загадок, колыбельных, считалок стихов к проекту «Воспитываем семьянина» :

Свинка сыну говорила:- Я тебя хрю – хрю, мой милый!Ну, а ты меня, сыночек?Слышишь, что я говорю? Отвечал сыночек:- Очень, очень я тебя хрю – хрю! Заленился папа что – то…- Поиграем? – Неохота…С таким ленивым папой Соскучишься совсем…- Я мишка косолапый! Сейчас тебя я съем!
Котя, котенька, коток, Котя, серенький хвосток,Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать! Уж как я, тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога,Да кувшин молока. Наша Катя заскучала, Дверь открыла, закричала: Вы, родные, приходите, В нашем доме посидите! Есть блины и драники,А потом еще для вас Будет вкусный, сладкий квас!
Чики – чики – чикалочки, Сделаю коня из палочки, Из лозы сплету корзину, Посажу сестренку Зину И на маленьком возу Покататься повезу. Байки – побайки, Прискакали зайки. Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Наш малыш стал засыпать.
Бежала лесочком Лиса с кузовочком.- А что в кузовочке?- Лесные грибочки, Грибочки – груздочки. Для сына и дочки. Раз, два, три, четыре, Пахнет елкою в квартире,Три, четыре, пять, шесть, Не заставят кашу есть! Пять, шесть, семь, восемь, На пирог сегодня просим, Потому что девять, десять,Мама с папой тесто месят!
Была курочка рябенька, Снесла яичко беленько. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила,Только мышка – покатаюшка Ударила хвостиком и разбила. Дед плачет, баба плачет.Курочка куд-кудахчет,А мышка – покатаюшкаШмыг в норку –И ушла, ушла, ушла. Из – за леса, из – за гор едет дедушка Егор. На лошадке он сидит, с удивлением глядит. Едет бабка на корове, на телятах – сыновья, А внучата – на козлятах,едет вся его семья,- Вы куда? – он стал кричать.- Как куда? Тебя встречать.
Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда, Ну а драться? Никогда! Курочка кудахчет,Дочку носом тычет: Ай, куда, куда, куда, Ай, подай ее сюда!
Гуси ходят по двору, Беспокоятся, кричат, Не сочтут никак гусят Га – га – га. Вышла курица – хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курица: ко – ко, Не ходите далеко.
Ай, качи, качи, качи, Будут в доме калачи! Для мамы и бабушки Испечем оладушки, А для Маши – пирожок, Ну – ка, съешь его, дружок! — Ежик! Выбирай сапожки! Милой женушке на ножки. Еж сказал:- Благодарю! Я ей туфли подарю.
Папа, папа наш большой, Нас он поднимает. Он подбросит нас легко, А потом поймает. С папой вместе потанцуем, Будем мы кружиться. Наша мама тоже хочетС нами веселиться. Тарарам, тарарам! Кто явился в гости к нам? Посмотри – ка поскорей На любимых на гостей: Дедушка, бабушка, Папа, мама, я – Вся моя семья!
Мама, мама, где же наша мама? Мама, мама, где же наша мама? А мы мамочку найдем, Маму любят детки, А мы мамочку погладим И обнимем крепко! Как – то утром Крошка крот Шел на завтрак в огород. Так случилось: Он проснулся, К маме лапкой потянулся –Нету мамочки, ушла, У больших всегда дела!«Да, — подумал он со вздохом. –До чего ж без мамы плохо!»
В большой семье У девочек и мальчиков зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, что на ручки нам надеть? (Варежки) Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, он уже и стар, и сед Мой родной любимый…(Дед)
У моей бабули – Два стекла, оправа, дужки Зацепилися за ушки. На носу не новички – Хорошо сидят… (Очки) По водичке я плыву: Кря – кря – кря– утят зову. (Утка)

Стихи

Сыро, хмуро за окном, дождик моросит

Низко небо серое

Над крышами висит.

А в доме – чистота, уют,

У нас своя погода тут.

Улыбнется мама ясно и тепло –

Вот уж вам и солнышко

В комнате взошло!

Мама…

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты ни шел тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама озаряет сердцем нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды,

Повседневно лишь добро твори!

А. Костецкий

«Мамины помощники»

Будет мама рада очень,

Если я смогу помочь ей!

Пусть часок не поиграю,

А белье перестираю.

Чтобы в доме было чисто,

Подмету метлой пушистой,

Все соринки соберу

И на полках пыль протру.

Нужно вытряхнуть немножко

Все ковровые дорожки –

Наши ножки здесь прошли,

Значит коврики в пыли.

И про кухню не забуду –

Перемою всю посуду

И со сливками омлет

Приготовлю на обед.

Будет мама рада очень,

Если я смогу помочь ей!

С. Тетерин

«Любимые мамы»

Мамы есть у всех детишек,

И у птичек, и у мышек,

У енотов и бельчат,

У слонят и у волчат.

Барсучиха барсучонку

Причесала утром челку.

Барсучата разыгрались,

Челки снова растрепались.

У ежихи пять ежат,

Как клубки они лежат.

Те клубки не трогать лучше,

Потому что еж колючий.

Мама – козочка сказала:

— Молочка хотите?

Вот козленка покормлю,

А потом берите.

Надо белочке лесной

Собрать шишек под сосной.

Помогают ей бельчата –

Очень шустрые ребята.

У зайчихи дел немало –

Надо вещи постирать,

Вкусный ужин приготовить,

И с зайчишкой поиграть.

С. Михалков

«Бабушкины ладони»

А у бабушки ладони

Все в морщинки собраны.

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые.

Все работали ладони

Долгими годочками,

Пахнут добрые ладони

Супом с пирожочками.

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони

И с любой печалью сладят

Теплые ладони.

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Ладушки, да ладушки,

Где были? У бабушки.

«Все она»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая».

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песню напевает,

Кто вам сказки говорит,

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда, —

Кто же слезы льет тогда?

«Все она, родная».

«Я – молодец!» Инна Гамазкова

Папу я нарисовал, Маму я нарисовал,

Нашу бабушку и кошку,

Всех я перерисовал.

А потом – давай калякать!

А потом – давай малякать!

Палочки – черкалочки,

Пере-за-черкалочки!

Получилось – всё в тумане.

Нету папы, нету мамы,

виден только хвост от кошки,

Только бабушки немножко…

Взял я ластик,

всю семью освободил!

«С мамой по городу»

Светлана Пшеничных

Когда я по городу

с мамой хожу,

За руку маму

Я крепко держу.

Идти и бояться,

Что может она

Потеряться?

Ирина Наумова

Бабушка и внучка

Бабочка – бабушка

Бабочку – внучку

Крепко держала

За заднюю ручку

(А может быть, это

передняя ножка?) –

Чтоб не шалила

Усатая крошка.

«Мы с дедушкой»

Мих. Яснов

Сначала я обсупился,

А дедушка –

Насупился.

Потом я обтворожился,

А дедушка –

Встревожился.

А после я обчаялся,

А дедушка —

Отчаялся…

Тут мы под кран наведались

И тряпкою набегались.

На самом деле, здорово

Мы с дедом

Наобедались!

«Паповоз»

Андрей Усачев

Мы играли в парпвоз,

в самый быстрый паповоз,

В самый лучший паповоз:

Езал я, а папа – вёз.

Долго он не соглашался,

Не хотел пыхтеть всерьёз,

А потом как разошёлся –

И поехал, и повёз!

Сбили шкаф.

Упало кресло.

стало нам в квартире тесно.

Отправляемся во двор

И летим во весь опор1

Вот так папа!

Ну и скорость!

Обошли машину, поезд,

Догоняем самолёт,

Вырываемся вперёд!

Паповоз как ветер мчится

К государственной границе –

Только пыль летит в глаза…

Проскочили за границу –

Надо ж было так случиться –

Отказали тормоза!

Даже вспомнить не возможно,

Сколько видели мы стран…

Вдруг навстречу – знак дорожный:

ОСТОРОЖНО, ОКЕАН!

Папа, не сбавляя ходу,

Рассекает грудью воду

И – подняв волну, плывёт –

Настоящий папоход!

Из тумана перед нами

Айсберг вырос, как гора…

Папоход взмахнул руками,

Паполёт летит –

Пролетая над Китаем,

Папа вспомнил вдруг:

— Постой!

Мы на ужин опаздаем,

Возвращаемся домой!

Мы летели как ракета.

Мы домой спешили так –

над вершинами Тибета

У меня слетел башмак…

Крикнул!..

Но уже полмира

Пронеслось внизу в огнях.

Вот наш город.

Квартира.

Маму встретили в дверях.

Где вы были?

Что случилось?

Паповоз встаёт с колёс:

— Мы играли в ПАПОВОЗ!

Побывали в разных странах,

Посмотрели белый свет…

— Хороши! – сказала мама. –

Все в пыли. Ботинка нет.

Разъезжают в странах разных,

Приезжают в брюках грязных,

Бросили меня одну…

— В общем, так! – сказала мама, —

В выходной, — сказала мама, —

Вместе с вами на Луну!

2. "Мама, ты где? ", автор и иллюстратор Джулиано Ферри.Тоже отличный вариант для маленьких деток, так как в книге много всяких открывающихся окошек и клапанов. В книге маленький зайчик ищет свою маму (а она в это время готовит ему сюрприз)

3. Серия "Про все, что я люблю".
"Семья ". Автор и иллюстратор Трэйс Морони. очень хорошая книга про зайчика и его крепкую, большую, дружную семью. На отдельной странице на воздушных шариках написаны очень важные слова - что нужно любить друг друга, уважать друг друга, доверять и др.

"Бабушки и дедушки ". Книга про любовь зайчика, как нетрудно догадаться, к бабушке и дедушке. Зайчик говорит, что у него 2 бабушки и 2 дедушки.

"Пора спать ". Зайчику на ночь читает папа и он говрит сыну очень важные слова любви!

4. Серия "Забавные истории для малышей".

"Самые нежные объятия в мире ", автор Сара Нэш, иллюстратор Дэниел Ховарт. Эта книга про леопардика, который искал маму. Разные звери предлагали ему свои объятия, но для леопардика самые нежные объятия в мире - мамины!

"Люблю тебя всегда и навсегда ", автор Джонатан Эммет, иллюстратор Дэниел Ховарт. Маленький мышонок играет с мамой, но мама всегда оказывается проворнее. Но скоро все поменяется - мышонок вырастет, станет сильнее, но одно останется неизменным - мама всегда будет любить его!

"Всегда вместе ", автор Бет Шошен, иллюстратор Петра Браун. Мама и зайчик проводят вместе 24 часа в сутки, играют, смеются, поют, ложатся спать, при этом постоянно говорят приятные слова друг другу. Книга о любви и заботе. Прекрасные иллюстрации.

5. "Знаешь, как я тебя люблю ", автор Сэм Макбратни, иллюстратор Анита Джерам. Еще одна книга про зайчиков, но только здесь главные герои сын и папа ("Большой заяц"). Они наперебой показывают, как сильно они любят друг друга.

6. "Хочу к маме ", автор Джулия Дональдсон, иллюстратор Аксель Шеффлер. Если вам нравятся ее книги (Груффало, Улитка и Кит и пр.), то эта тоже придется вам по вкусу. Как всегда, книга в стихах. Книга подойдет малышам, которые все еще любят стишки и еще только знакомятся с разными животными. Сюжет прост - обезьянка ищет свою маму, но на пути встречает слона, паука, попугая. А в конце она находит....папу! Мама ждет их дома))

7. Серия "Учусь чувствовать".
"Милая мамочка", автор Орианна Лаллелман, иллюстратор Элен Лескоа. Она о том, какой разной бывает мама глазами маленького сына

"Я тебя люблю ", автор Бенедикт Карбоней, иллюстратор Элен Лескоа, вторая книга из этой же серии. Здесь девочка Рози ищет ответ на вопросы, что такое любовь, как ее можно измерить и пр. С этим она обращается к маме, папе, бабушке.... Плюс этой книги в том, что здесь папа открыто и искренне говорит дочке о своей любви. Книг про отцовскую любовь очень мало, к сожалению.

8. "Что бы ни случилось ", автор и иллюстратор Дэби Глиори. Еще одна редкая книга об отцовской любви. Папа Лис очень мудрый и отвечает любовью и безусловным принятием своего сына-лисенка. Отличная книга для чтения ПАПАМИ своим детям!))

9. Серия "Мико и Мимико". Две нижеследующие книги может и не совсем подходят для данной подборки, но все равно хочу о них рассказать. Не совсем они подходят, так как в них нет прямых признаний в любви, но зато есть очень правильное, с точки зрения детской психологии, поведение мамы в конфликтной ситуации.

"Мама, я ухожу из дома " - одна из книг, автор Бригитта Венингер (она же написала книги про котенка Нори), иллюстратор Штефани Ро. Мышонок Мико в плохом настроении решает уйти из дома вместе со своей игрушкой Мимико. В конце он, конечно же, жалеет о своем поступке и тут появляется добрая, любящая мама с тортиком и словами: "Вы, наверное, проголодались"? А Мико делает правильные выводы))

"Мама, я нечаянно". Мико разбивает любимую мамину вазу, пытается замести следы, придумывает оправдания. Но потом признается маме во всем и они вместе исправляют ситуацию, хотя мама очень расстроена

10. "А дома лучше! ", автор Ютта Лангройтер, иллюстратор Штефани Дале. Очередная книжка про то, как ребенок (зайчонок Джесси) обиделся и ушел из дома. Мораль - никакие друзья и игры с ними не заменят тепла родного дома и мамину любовь. Эта книга для более старших детей. еще большой плюс книги в том, что у друзей Джосси попадает в те же ситуации, из-за которых были конфликты с мамой - он ушибся о разбросанные игрушки, у барсуков плохо пахло и пр. Так он понял, что мама справедливо просила убирать игрушки и мыться. А еще только мама умеет так здорово чесать Джесси за ушком!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения