Про семейное счастье и отношения

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

Подготовка наблюдения;

Проведение массового сбора данных;

Подготовка данных к автоматизированной обработке;

Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Таблица 1

Организационные формы статистического наблюдения

Виды статистического наблюдения

Способы статистического наблюдения

по времени регистрации фактов

по охвату единиц совокупности

  • 1. Статистическая отчетность
  • 2. Специально организованное наблюдение
  • 3. Регистры
  • 1. Текущее или непрерывное
  • 2. Прерывное:
    • а) периодическое;
    • б) единовременное.
  • 1. Сплошное
  • 2. Несплошное:
    • а) выборочное;
    • б) основного массива;
    • в) монографическое
  • 1. Непосредственное
  • 2. Документальное
  • 3. Опрос:
    • а) экспедиционный;
    • б) саморегистрации;
    • в) корреспондентский;
    • г)анкетный;
    • д) явочный.

Формы статистического наблюдения. В отечественной статистике используются три организованные формы (типы) статистического наблюдения:

Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

Специально организованное статистическое наблюдения (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

Количественная характеристика социально-экономических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. Использование различных способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

1) полноты и практической ценности статистических данных;

2) достоверности и точности данных;

3) их единообразия и сопоставимости.

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

Статистическое наблюдение является первым этапом статистического исследования и представляет собой научно-организованный, и как правило систематический сбор исходных данных социально-экономических явлениях и процессах. Главная задача статистического наблюдения заключается в получении достоверной информации для выявления закономерностей развития и процессов.

Собранные данные должны быть достоверными и объективными, поэтому статистическое наблюдение должно быть организовано как планомерное, массовое и систематическое.

Планомерность статистического наблюдения означает, что оно должно проводиться на научной основе по заранее разработанному плану, который охватывает все вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее качества и достоверности.

Массовый характер статистического наблюдения означает, что оно должно охватывать большое число случаев, характеризующих массу единиц совокупности.

Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться не стихийно от случая к случаю, а систематически, либо непрерывно, либо регулярно, по возможности через равные промежутки времени.

Достоверность – данные статистического наблюдения должны соответствовать фактам.

Этапы статистического наблюдения:

1. Программно-методологическая подготовка проведения наблюдения.

2. Организационная подготовка проведения наблюдения.

3. Сбор данных статистического наблюдения.

4. Контроль качества данных статистического наблюдения.

5. Выработка выводов и предложений по усовершенствованию статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения – ограниченное в пространстве и во времени определенное множество взаимосвязанных единиц наблюдения, о котором должны быть собраны статистические сведении (совокупность физических лиц – население отдельного региона, страны; лица занятые на предприятиях отрасли; физические единицы – станки, машины, жилые дома; юридические лица – предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Отчетная единица – это субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о месте проведения и времени данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях – так называемого критического момента.

Место статистического наблюдения – место, где проводятся регистрация данных и заполнение статистических формуляров.

Время статистического наблюдения – время, к которому относятся собираемые данные, характеризующие объект наблюдения в состоянии, наиболее отвечающем цели и задачам исследования.

При некоторых наблюдениях, в частности при переписях, необходимо установить критический момент наблюдения.

Критический момент (дата) статистиче­ского наблюдения - это момент, по состоянию на который регистрируются сведения о единицах наблю­дения.

На практике обычно стремятся к тому, чтобы процесс регист­рации сведений был не слишком отдален от критического мо­мента.

Период статистического наблюдения – календарный промежуток времени, в течении которого осуществляются сбор, проверка статистических данных и их оформление в статистических формулярах.

Период статистического наблюдения определяется многими факторами, важнейшими из которых являются следующие:

■ особенности объекта наблюдения (его размеры, состояние в то или иное время и т.д.);

■ объем и сложность программы наблюдения;

■ вид наблюдения по источнику сведений;

■ наличие кадров, которые могут быть привлечены к прове­дению наблюдения, их число и степень квалификации.

Период наблюдения, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) начала и окончания наблюдения.

Формуляр статистиче­ского наблюдения - это особым образом разграфленный лист (листы) с перечнем вопросов программы, свободными местами для записи ответов на них, а также для записи шифров (ко­дов) ответов

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения – это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:

1) программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;

2) организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;

3) на третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;

4) контроль данных статистического наблюдения;

5) на последней ступени статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.

Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.

Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:

1) наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;

2) сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;

3) для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;

4) для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.

2. Формы, виды и способы статистического наблюдения

К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное наблюдение.

Важнейшей формой статистического наблюдения является отчетность.

Отчетность – это форма статистического наблюдения, при которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном законом порядке отчетных документов.

Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны лицами, ответственными

за предоставленные сведения. Органами государственной статистики утверждаются формы статистической отчетности.

В коммерческой деятельности отчетность подразделяется на:

1) общегосударственную – обязательна для всех организаций и представляется в сводном виде в органы государственной статистики;

2) внутриведомственную – эта отчетность действует в пределах ведомств и министерств. Существуют следующие формы отчетности:

1) типовой называют отчетность, которая содержит показатели, одинаковые для всех предприятий, учреждений различных организационных форм, а также для иных видов деятельности

2) если предприятие имеет свои определенные особенности, то в эту организацию вводится специализированная отчетность;

3) отчетность, предоставляемая каждым предприятием в одинаковые промежутки времени, называется периодической;

4) отчетность, которая поступает в органы статистики по мере необходимости, называется единовременной отчетностью. Каждая организация вправе выбирать, по какому способу ей предоставить отчетные данные.

В настоящее время существует большое множество способов поступления статистических данных в органы статистики, например почтовая и срочная предоставляется по телеграфу, телетайпу факсу и другими способами. Специально организованное статистическое наблюдение – это сбор сведений посредством переписей, единовременных обследований и учета. Примером специально организованного статистического наблюдения может служить инвентаризация на предприятии.

Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:

1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;

2) если обследованию подвергаются часть единиц изучаемой совокупности явлений, то это несплошное статистическое наблюдение;

3) выборочным наблюдением называют наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке;

4) монографическое обследование – это детальное изучение и описание определенных единиц совокупности;

5) если обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме, то это называется методом основного массива;

6) сбор данных, основанный на добровольном заполнении адресатами анкет, называется анкетным обследованием;

7) если наблюдение ведется непрерывно, и при этом все факты и явления, происходящие в состоянии изменения, регистрируются, то это наблюдение называется текущим;

8) если же наблюдение осуществляется нерегулярно, но только тогда, когда требуется, это наблюдение называется единовременным;

9) периодическим называется наблюдение, которое повторяется через определенные промежутки времени (год, месяц, квартал и т. д.).

В зависимости от источников собираемых сведений различают:

1) наблюдение, осуществляемое самими регистраторами путем замера и с помощью осмотра, подсчета и взвешивания признаков изучаемого объекта, называется непосредственным;

2) опрос – это наблюдение, при котором ответы человека на вопросы фиксируются на определенном формуляре;

3) при документальном учете фактов источником сведений служат документы.

Предоставление предприятиями, организациями статистических отчетов о своей хозяйственной деятельности в строго установленном порядке называют отчетным способом. Вид статистического наблюдения, предполагающий предоставление сведений в органы, которые и ведут наблюдение, в явочном порядке называют явочным способом.

Если сведения в органы предоставляют корреспонденты, то этот способ называют корреспондентским.

Предоставление документов, которые заполняют сами опрашиваемые, а специальные работники только обеспечивают формулярами, называют способом саморегистрации.

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Статистические формуляры – это специализированные документы определенной формы, которые предназначены для учета и отчетности. В формуляре статистического наблюдения содержатся перечень вопросов программы и места для записи ответов на них. Данный формуляр состоит из: титульной части, которая включает в себя наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр; адресная часть формуляра должна содержать запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К системам статистического формуляра относятся: индивидуальный формуляр, предназначенный для регистрации ответов на вопросы программы наблюдения, но только по одной единице наблюдения; списочный формуляр предназначен для регистрации в нем же ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Для того чтобы единообразно толковались вопросы, содержащиеся в формулярах, может быть дан статистический подсказ. Статистический подсказ – перечень возможных ответов на поставленные вопросы. К статистическим формулярам составляется инструкция – это документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, а также в нем отражают цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, сроки и время проведения наблюдения. Инструкция должна быть составлена просто, кратко и ясно.

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Временем наблюдения называют время, к которому будет отнесена собранная статистическая информация.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.

Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или показателя, который был получен вследствие статистического наблюдения, действительному его значению. В процессе подготовки и проведения статистического исследования чтобы предупредить возможность появления отклонений или разности между исчисленными показателями, нужно предусмотреть и осуществить ряд мероприятий. Если же такие отклонения возникли, их называют ошибками статистического наблюдения.

Материалы, собранные в результате наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Они проверяются с точки зрения полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения и правильности заполнения документов и в порядке логического и арифметического контроля.

Логический контроль состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные между собой вопросы программы наблюдения с целью выявления логически несовместимых ответов.

Счетный контроль сводится к проверке общих и групповых цифровых итогов и их сопоставлению. Задача его – обнаружить и исправить неверные итоги числовых показателей.

Ошибки статистического наблюдения – это ошибки репрезентативности и ошибки регистрации.

Ошибки репрезентативности показывают, в какой степени выборочная совокупность представляет генеральную совокупность. Эти ошибки возникают потому, что наблюдению подвергается только часть единиц изучаемой совокупности, и сведения эти не могут абсолютно точно отобразить свойства всей массы явлений совокупности.

Возникающие в результате неправильного установления фактов ошибки регистрации можно подразделить на:

1) случайные – это ошибки, которые могут дать искажения как в одну, так и в другую сторону;

2) систематические ошибки, возникающие вследствие нарушения принципов непреднамеренного отбора единиц изучаемой совокупности. Систематические ошибки опасны, потому что они влияют на полученные итоговые показатели;

3) преднамеренные ошибки возникают вследствие умышленного искажения фактов.

6. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

Статистическая информация, которая предоставляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, для проведения государственных статистических наблюдений, в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям.

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к государственной тайне, Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия предоставивших эти данные отчитывающихся субъектов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), которая отнесена к государственной тайне, осуществляется Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 41, ст. 4673).

7. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, предоставление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Производство дел об административных правонарушениях порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушении сроков предоставления отчетности, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

8. Пути совершенствования статистического наблюдения

Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований, экономических и социальных процессов методом научно обоснованной системы показателей, обобщение и прогнозирование путей развития хозяйств, выявление резервов роста эффективности общественного производства является основной задачей статистической науки в настоящее время.

В концепции создания автоматизированной статистической информационной системы рассматриваются пути и направления по решению таких важных задач, как разработка научно обоснованной системы статистических показателей и научная организация статистического наблюдения.

Система статистических показателей социально–экономического развития является единой для всех уровней управления, обеспечивается единой методологией их исчисления. Она призвана обеспечить получение информации, которая будет характеризовать состояние и развитие экономической, социальной, политической и общественной жизни во всех сферах и на всех уровнях управления.

Получение необходимых данных о количественных и качественных значениях тех или иных показателей должно изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.

Совершенствование статистического наблюдения обеспечит повышение содержательности, достоверности и оперативности отчетных данных на основе статистической отчетности, переписей, единовременных учетов.

Основные принципы формирования системы статистического наблюдения: статистическая отчетность должна содержать систему отчетных показателей и обеспечивать возможность контроля над ходом выполнения плановых программ; выборочные обследования, перепись, учеты, цензы должны обеспечивать получение количественных значений статистических показателей с целью их последующего экономического анализа.

Основной целью системы отчетных показателей является контроль за проведением, выполнением и достижением контрольных цифр, государственных заказов, соблюдением установленных нормативов и лимитов.

В настоящее время изменяются организационные структуры управления хозяйством, формы и методы ведения хозяйства, активно формируются малые и совместные предприятия, акционерные общества, расширяется сфера применения арендных отношений.

В связи с этими изменениями статистическим органам нужно разработать и осуществить программу совершенствования организации статистического наблюдения.

Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения – от постановки вопросов до разработки конкретных форм отчетности.

В настоящее время уже разработаны некоторые основные направления совершенствования системы статистического наблюдения: это формирование на базе системы статистических показателей социально–экономического развития перечня важнейших мероприятий по наблюдению за ходом реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления; методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей единовременных, выборочных и монографических обследований.

Рассмотрим последовательность этапов разработки и реализации совершенствования статистического наблюдения.

1. Необходимо определить перечень показателей, которые будут характеризовать экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечень показателей и объектов статистического наблюдения; информация по ним может быть получена при помощи выборочного наблюдения и единовременного учета

2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также программ и форм выборочного наблюдения и математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов.

3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения данных цензовой отчетности на всю совокупность объектов.

4. Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.

2.1. Понятие о статистическом наблюдении. Формы наблюдения. Виды наблюдения по периодичности проведения, степени охвата единиц совокупности и способам получения информации

Статистическое наблюдение - первая стадия статистического исследования, представляющая собой организованный по единой программе сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации их существенных признаков с целью получения первичной статистической информации.

Различают формы организации статистического наблюдения (отчетность и специально организованное наблюдение); виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов (текущее, периодическое, единовременное) и по охвату единиц наблюдения (сплошное и не сплошное наблюдение); выделяют источники получения первичных данных (непосредственное наблюдение, документальный способ, опрос) и способы сбора данных (экспедиционный, саморегистрация, корреспондентский). Организация статистического наблюдения предполагает решение следующих программно-методологических вопросов:

  • конкретизация цели и формулировка задач статистического исследования;
  • составление программы наблюдения и программы разработки полученной стати-стической информации;
  • ограничение обследуемой совокупности (установление ее рамок);
  • создание статистической основы (для выборочного наблюдения основы выборки), определение ее единицы и единицы наблюдения;
  • выбор метода наблюдения, для выборочного наблюдения - установление оптимального процента отбора;
  • формирование выборочной совокупности;
  • сбор и редактирование первичной информации, включающее логический и арифметический способы контроля, основанные на соотношениях между связанными пунктами вопросника и допустимыми значениями статистических признаков, представленных респондентами.

Организационный план статистического наблюдения содержит не только методологические, но и практические указания по сбору и обработке данных. Знание общего решения проблемы является недостаточным. Необходимо принимать во внимание квалификацию персонала, стоимость различных операций и их возможную эффективность, так как в практической деятельности всегда нужно учитывать ограниченность бюджета обследования и сроки его проведения. Выбор метода проведения статистического наблюдения неоднозначен.

Основными факторами, которые необходимо учитывать при его определении, являются следующие:

  • материальные и трудовые ресурсы, имеющиеся в наличии у организатора;
  • состав решаемых статистических задач;
  • количество единиц наблюдения;
  • необходимая точность получаемых результатов.

Например, методы статистического наблюдения при изучении предпринимательства различаются в зависимости от типа предприятий и наблюдаемых показателей. Для малых предприятий в большей степени применяются выборочные методы наблюдения, для крупных и средних предприятий - сплошные методы; для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, - методы оценок, основанные на косвенных данных.

Количество наблюдаемых показателей более значительно для крупных и средних предприятий и ограничено для малых предприятий. Для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, осуществляется оценка небольшого числа важнейших показателей. Общие экономические показатели (стоимостные объемы производства и продаж, инвестиций и т. п.) и показатели деловой активности предприятий более пригодны для выборочных методов наблюдения, тогда как показатели выпуска и продажи отдельных видов продукции предпочтительно наблюдать в сплошном режиме.

В настоящее время для наблюдения за состоянием экономики страны и ее отдельных секторов предусматривается следующая система формирования информационной базы государственной статистики: проведение раз в 5-10 лет сплошных обследований - экономических переписей, в промежутках между которыми, будут осуществляться периодические выборочные обсле-дования по широкому спектру проблем.

Государственные статистические наблюдения - это сбор статистических данных о социально-экономических и демографических явлениях и процессах в обществе на основе государственной статистической методологии. Государственная статистическая методология включает в себя систему статистических показателей, методы их исчисления, отчетно-статистическую документацию, порядок сбора, обработки и обобщения статистических данных. Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. Государственные статистические наблюдения могут быть федеральными и региональными. Государственное федеральное статистическое наблюдение проводится федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с использованием информации, полученной на безвозмездной основе в рамках Федеральной программы статистических работ. Федеральная программа статистических работ включает в себя перечень мероприятий по проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и о сроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета. Государственные региональные статистические наблюдения проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также унитарными предприятиями, созданными федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности либо его территориальными органами. Статистическая информация, полученная при проведении официального статистического учета, является основой для разработки государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

2.2.Требования, предъявляемые к статистическим данным. Понятие об ошибке наблюдения. Виды ошибок наблюдения

В международной практике устанавливается понятие качества статистиче-ских данных с точки зрения их адаптации к потребностям пользователей. Компонентами такого определения качества, наряду с сопоставимостью и достоверностью, являются: востребованность, своевременность, доступность, интерпретируемость. Исходя из практической потребности, достоверность обычно описывается в терминах ошибок. Для предупреждения ошибок наблюдения выявляют их виды и причины возникновения. Ошибки наблюдения подразделяют на два вида: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации - это погрешности, которые возможны независимо от вида наблюдения, они могут иметь случайный характер и систематический (тенденциозный) характер. Преднамеренные ошибки возникают по причине сознательного искажения дан-ных. Непреднамеренные ошибки, как правило, носят случайный характер и могут быть результатом низкой квалификации работников.

Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению. Причина их возникновения в том, что выборочная совокупность недостаточно точно отображает состав всей изучаемой совокупности.

Сопоставимость статистических данных рассматривается в разных аспектах:

  1. сопоставимость в рамках одного наблюдения;
  2. сопоставимость данных разных наблюдений;
  3. сравнимость с данными прошлых исследований.

Причины различий могут быть вызваны организационно-методологическими факторами на изменение методики сбора данных, времени регистрации и т. п.

2.3. Задачи статистических группировок. Виды группировок. Понятие о простой и многомерной группировках. Ряды распределения

Группировка – это разграничение общей совокупности на однородные группы единиц. В соответствии с характером решаемых задач различают три вида группировок: типологические; структурные (вариационные); аналитические (факторные). Типологическая группировка – это разделение разнородной совокупности на однокачественные группы (частные совокупности), которые отличаются типом явлений. Структурная группировка предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку. Аналитическая группировка является средством изучения связи между признаками.

Группировка может быть проведена по одному или нескольким признакам. Если группы образуются по одному признаку, группировка называется простой. Группировка, в которой разделение совокупности на группы производится по двум или более признакам, взятым в сочетании, называется комбинационной. Основанием группировки может служить как неколичественный (атрибутивный), так и количественный признак. Атрибутивные признаки выражают свойства явления в виде их наименования. Отсюда выбор группировочного признака предопределяет иногда и количество групп. Так, при группировке населения по полу возможны только две группы, а при изучении профессионального состава рабочих может быть образовано несколько групп с учетом разных профессий.

В целом атрибутивный характер признака не снимает вопроса о числе выделяемых групп, т. к. при обилии значений атрибутивных вариантов создается чрезмерная раздробленность изучаемого явления. Разграничение групп и подгрупп по количественным группировочным признакам, как правило, связано с образованием интервалов по этим признакам. Лишь тогда, когда дискретный признак изменяется в небольших пределах, группировка совпадает со значением признака (например, семей – по числу членов и т. д.). Интервалы группировки – это количественные значения признака, на основе которых исследуемые явления разбиваются на группы. Разность между верхней и нижней границами интервала составляет его величину. Интервалы бывают равными (когда их величина одинакова во всех группах) или неравными (когда их величина изменяется от одной группы к другой).

Равные интервалы применяются в тех случаях, когда изменение признака происходит в сравнительно узких границах и носит более или менее равномерный характер. Они дают возможность шире применять математические приемы анализа. Неравные интервалы иногда применяются как прогрессивно возрастающие или убывающие. Их использование при изучении социально-экономических явлений определяется тем, что для большей их части количественное изменение размера признака имеет неодинаковое значение в высших и низших группах. Так, разница в товарообороте 10 тыс. руб. для мелких магазинов имеет существенное значение, а для крупных несущественное.

И, наконец, интервалы группировки могут быть замкнутыми (с указанием нижней и верхней границ) и открытыми (с указанием одной из границ). Открытые интервалы применяются только для крайних групп.

Для достижения единообразия в обработке статистических данных в статистической практике часто используются классификации. Классификация рассматривается как разновидность типологической группировки, представляющая собой систематизированные распределения явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на базе их сходства и различия. В настоящее время с целью группировки объектов, характеризующихся большим количеством признаков, широко используются методы многомерной группировки или методы многомерной классификации.

По существу, здесь сохраняется реализуемый при типологической группировке принцип сходства и различия единиц совокупности. Сходство – это однородность единиц в группах, различие – это их существенное расхождение по группам. Иными словами, во-первых, в один класс объединяются объекты, сходные между собой в некотором отношении, и, во-вторых, степень сходства между собой у объектов, принадлежащих к одному классу, должна быть больше, чем степень сходства между собой у объектов, относящихся к разным классам. В типологической группировке понятия "сходства" и "степени сходства" не формализованы, напротив, в процедурах многомерной классификации они формализованы и выражаются рядом функциональных соотношений. В случае многомерной классификации при распределении единиц на однородные группы одновременно используются все группировочные признаки, т. е. реализуется политетический подход к образованию групп. Объекты объединяются в один класс в соответствии с выбранным типом мер их сходства (коэффициенты связи, показатели расстояния, коэффициенты подобия).

Систематизация материалов статистического наблюдения может быть представлена в виде рядов распределения. Рядами распределения называют упорядоченное разграничение (распределение) единиц совокупности на группы по изучаемому варьирующему признаку. Ряд распределения представляет собой простую (т. е. проведенную на основе одного группировочного признака) структурную группировку. В зависимости от вида признака, положенного в основу группировки, различают атрибутивные и вариационные ряды распределения. Распределение на основе описательных признаков, т. е. признаков, не имеющих числового выражения, образует атрибутивный ряд распределения. Например, распределение хозяйствующих субъектов по организационно-правовым формам, по видам экономической деятельности, по формам собственности. По итогам переписи населения 2002 г. опубликованы ряды распределения, характеризующие национальный состав населения, численность иммигрантов по отдельным странам, численность иностранных граждан, имеющих гражданство основных стран СНГ и других стран. Ряд распределения, образованный по количественному признаку, называется вариационным рядом.

2.4. Задачи сводки. Понятие статистического показателя. Абсолютные показатели, их виды. Относительные показатели, их виды

Статистическая сводка представляет собой обобщение (объединение) значений признаков у единиц совокупности на основе построения необходимых для анализа показателей. Признак отражает качественное содержание показателя. Показатель выступает как измеритель, характеризующий в обобщенной форме определенные свойства изучаемого объекта.

В силу сложности изучаемых статистикой явлений необходимо четкое определение функций и правил построения показателей, что в известной мере позволит устранить неопределенность при выборе вида показателей для решения различного рода конкретных задач. С этих позиций целесообразна классификация показателей, которая проводится по ряду оснований. Так, по способу обобщения исходных данных показатели разделяют на две группы: абсолютные величины (объемные, количественные, экстенсивные); относительные и средние величины (производные, качественные, интенсивные). Абсолютные величины – это показатели, выражающие объемы, размеры и уровни общественных явлений и процессов. Относительная величина – это показатель, который является мерой соотношения двух сопоставляемых статистических характеристик.

Сравнение может проводиться во времени, в пространстве или с плановыми данными; может быть сравнение части и целого, отдельных частей целого между собой. Соответственно, различают следующие виды относительных величин: относительные величины динамики, пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности. Относительные величины динамики, планового задания и выполнения плана связаны между собой следующим соотношением: относительная величина динамики равна произведению относительных величин планового задания и выполнения плана.

В тех случаях, когда план задан в виде относительной величины по сравнению с уровнем предыдущего периода, выполнение его определяется из соотношения относительной величины динамики с относительной величиной планового задания.

2.5. Характеристика структуры совокупности. Обобщающие показатели структурных различий

Статистический анализ структуры включает изучение структурных сдвигов в динамике и оценку различий структуры двух совокупностей. Решение этих задач осуществляется с помощью обобщающих показателей структурных сдвигов. К наиболее простым и распространенным показателям структурных сдвигов относят линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов, квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов и индекс различий. Расчет этих характеристик базируется на относительных показателях структуры совокупности единиц – долях или удельных весах. Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов и квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов показывают, на сколько пунктов в среднем отклоняются сравниваемые удельные веса. При отсутствии различий в составе совокупности эти показатели равны нулю. Верхней границы изменения нет. Индекс различий изменяется от нуля до единицы: чем ближе его значения к единице, тем более значительны изменения структуры совокупности.

2.6. Понятие о системах статистических показателей

Сложность и взаимосвязь изучаемых статистикой явлений определяют не только многообразие показателей, но и необходимость их совместного использования в виде объективно обособившихся систем. Различают системы показателей, логически связанных между собой согласно поставленной цели исследования, системе показателей, которые связаны жестко детерминированной связью или стохастической связью, системой показателей, которые имеют иерархическую структуру.

2.7. Представление статистических данных: таблицы, графики

Наиболее распространенной и эффективной формой представления статистических данных являются таблицы и графики.

Различают виды таблиц, в которых содержатся данные о совокупности в целом, либо перечень всех единиц совокупности, а также таблицы, в которых объект изучения подразделяется на группы по одному или по нескольким признакам. Графики различают по следующим основаниям:

  • по способу построения и задачам изображения;
  • по форме графического образа.

По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты. Наиболее распространенным способом графического изображения данных являются различного вида диаграммы: диаграммы сравнения, структурные диаграммы, диаграммы динамики. Статистические карты (картограммы и картодиаграммы) применяются для изображения показателей, характеризующих размещение изучаемого явления на определенной территории.

По форме графического образа различают следующие виды статистических графиков: плоскостные; линейные; объемные.

Наличие средств программного обеспечения позволяет использовать различные варианты диаграмм. Так, например, программа Excel содержит следующие типы стандартных диаграмм: гистограмма (столбиковая диаграмма в виде вытянутых по вертикали прямоугольников, отображает значения различных категорий единиц совокупности); линейчатая (полосовая диаграмма в виде прямоугольников, расположенных горизонтально, также отражает значения различных категорий единиц); точечная (позволяет сравнивать пары значений); график в виде ломаной линии с маркерами, помечающими точки данных (линейная диаграмма); круговая (отображает вклад каждого значения в общую сумму); кольцевая (подобна круговой, но может отображать несколько рядов данных); биржевая (отображает набор данных из трех значений: самый высокий курс, самый низкий курс, курс закрытия); пузырьковая (отображает на плоскости набор из трех значений, но третья величина отображает размер пузырька); гистограмма в виде цилиндров, конусов и др. Программа Excel предусматривает и построение графиков при переходе к логарифмической шкале. К логарифмической шкале прибегают при больших изменениях показателях. Если перейти к логарифмам, то крайние значения показателя (минимальное и максимальное) будут различаться в более узких пределах, т. к. log 1=0; log 100=2 т. д.

Для устранения разночтений и случайных различий в интерпретации полученных обобщающих характеристик рекомендуется соблюдать основные правила оформления таблиц и графиков.

Выводы

Процесс статистического исследования включает: наблюдение (сбор первичных данных по единицам совокупности); обобщение собранных данных: их группировку, расчет сводных показателей; представление и анализ результатов обобщения. Соблюдение программно-методологических требований, логический и счетный контроль определяют качество данных статистического наблюдения. Группировка обеспечивает систематизацию данных, их обобщение, отражает состав совокупности, создает основы для расчета системы показателей. Группировка и сводка как методы обобщения данных взаимосвязаны и дополняют друг друга. Расчет показателей сводки на основе предварительной группировки данных существенно расширяет возможности статистического анализа. Статистическая сводка позволяет перейти к показателям совокупности в целом и отдельных ее частей. Разделяют категорию показателей статистических свойств любых массовых явлений (абсолютные и относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели структуры и характера распределения, показатели связи и динамики), а также категорию показателей свойств конкретных объектов (экономические показатели, демографические показатели, макроэкономические показатели). Методика построения и условия применения различных видов показателей рассматриваются в соответствующих разделах курса статистики. Общими для всех разделов являются требования к представлению и оформлению статистических данных в виде таблиц и графиков.

Воросы для самопроверки

  1. В чем состоят задачи статистического наблюдения?
  2. Какие виды статистического наблюдения вы знаете?
  3. Какие можете назвать источники и способы сбора статистических данных?
  4. В каких формах осуществляется статистическое наблюдение?
  5. Какие требования предъявляются к материалам статистического наблюдения?
  6. Какая существует классификация ошибок наблюдения?
  7. Какие задачи призваны решать экономические переписи?
  8. Как организовано государственное статистическое наблюдение?
  9. Что представляет собой программа и организационный план наблюдения?
  10. Какие задачи решает статистика при помощи метода группировок?
  11. От чего зависит методика построения различных видов группировок?
  12. Что отличает методику многомерной классификации?
  13. Как подразделяются ряды распределения и по каким признакам они могут быть построены?
  14. В каких единицах измерения выражаются абсолютные статистические величины?
  15. В чем достоинства табличной формы представления данных?
  16. Каких правил следует придерживаться при использовании таблиц и графиков?
  17. Какие виды относительных величин вы знаете и как они исчисляются?
  18. Что представляют собой статистические графики и какую задачу они решают?
  19. Какие показатели интенсивности структурных сдвигов вы можете назвать?
  20. Что представляет собой система статистических показателей?
  21. Какие задачи решает статистическая сводка?

Библиография

  1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  2. Методологические положения по статистике. Вып.1. - М., 1996.
  3. Методологические положения по статистике. Вып.3. - М., 2000.
  4. Методологические положения по статистике. Вып.4. - М., 2003.
  5. Название практикума Аннотация Практикум 2. Методы наблюдения, обработки и анализа статистической информации. Статистические группировки

    Презентации

    Название презентации Аннотация


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения