Про семейное счастье и отношения

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока:

«Чиновники города N » (По комедии Н.В, Гоголя «Ревизор»)

8 класс. Программа

Учебник «Литература 8 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2009 год)

Методическое пособие: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», Издательство «Просвещение» 2009 год; « Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей/ Редакторы-составители: И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. Москва: Московский лицей, 2001 год;

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с комедией, раскрыть идейный смысл произведения, побуждая учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; формирование умения «сквозь смех услышать грусть» и желания бороться со всем «дурным в России»;

Развивающая: развитие навыков творческого чтения, устной связной речи, мышления;

Воспитательная: прививать любовь к слову, любовь к русской литературе, воспитывать патриотизм, самостоятельность.

Задача : формирование творческих, моральных качеств.

Наглядность и оборудование:

тексты комедии, интерактивная доска «SMART B oard», слайды с фамилиями чиновников, «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики чиновников, толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации к комедии «Ревизор».

Метод изучения нового материала : частично-поисковый.

Ход урока

«В «Ревизоре» я решился собрать

в одну кучу все дурное в России,

какое я тогда знал... и за одним

разом посмеяться над всем…

Сквозь смех… читатель услышал

грусть…»

Н.В. Гоголь

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока.

3. Работа с текстом комедии.

ГОРОД. Собирание всех известных сведений о городе путем фронтальной работы:

-Где происходит действие комедии?

-Почему у этого города нет названия?

-Что нам известно об этом городке?

-Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

(Предполагаемые ответы. Действие происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не дает. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городке: «Какой скверный городишка!»

Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях.

Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?)

4. ЧИНОВНИКИ.

а) Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

(Ответ: ОБЩИЕ ГРЕШКИ И СТРАХ ПЕРЕД РЕВИЗОРОМ).

Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

б) На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии (АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН, АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ, АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА, ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ, ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН).

Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя : найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят 5 человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника), характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

Вот какие черты составили характеристики героев:

АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ:

-Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

-купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

-женат, имеет взрослую дочь;

-в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;

-ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».

АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН:

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг»;

-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-«говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;

-судья, коллежский асессор;

-с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

-предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА:

-«очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;

-попечитель богоугодных заведений;

-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ:

Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-имеет чин титулярного советника;

-«протухнул насквозь луком»;

-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН:

-«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

-в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»;

-почтмейстер, надворный советник.

в) Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.

ЗЕМЛЯНИКА: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним?

ШПЕКИН: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

ЛЯПКИН-ТЯПКИН: Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знаем о его карьере?

ХЛОПОВ: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»? Составьте «Замечания» к его образу.

СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ: Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?

5. После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово.

Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

Итогом этой работы становится вывод о том, что ГОГОЛЬ ОБЛАДАЛ ДАРОМ ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ ДЕТАЛИ ДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

6. Возвращаемся к эпиграфу урока.

Читаем эпиграф, письменно каждый на небольшом листке бумаги дает ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?»

После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путем сравнения своего ответа с ответами других.

«Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве» (Савченко А.)

«Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас» (Веселова М.)

«Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе, и заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии» (Артемьева О.)

«Гоголь грустит о России. Ему становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею» (Макаров М.)

7. Подведение итогов урока:

выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.

(Рефлексия:

-что я изучал;

-как я работал;

-чего достиг.)

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой город».

«Чиновники города N» - страница №1/1

Тема урока: «Чиновники города N »

Цель урока : сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России». Рассмотреть образы чиновников в пьесе, составить их характеристику; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, актерского мастерства; расширить и углубить понятие литературоведческих терминов: «драма», «комедия» «сатира», «композиция», «элементы композиции», уметь ими пользоваться; развивать творческие способности обучающихся.

Задачи:

Образовательная : формировать полноту, осознанность, системность, прочность знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу, обучение аналитическому чтению

Развивающая: формировать интерес к предмету; мотивацию к дальнейшему изучению литературы; развивать монологическую речь; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание

Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов); проблемный метод; исследовательский

Педагогические технологии : учебное сотрудничество, технология коммуникативного взаимообучения, дискуссия как технология формирования УУД (письменная и устная), информационно-коммуникативные технологии, технологии исследования, технология продуктивного чтения

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (словарик литературоведческих терминов, словарь «трудных» слов из комедии Гоголя «Ревизор»)

Литературоведческие термины : драма, комедия, сатира, ремарка, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, оксюморон

Словарная работа : страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.

Формировать УУД:

Личностные УУД : формирование правовой культуры и волевых качеств школьников на основе личности Н.В.Гоголя и изучения комедии «Ревизор»; познавательного интереса к изучаемому произведению (побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников)

Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (рефлексия).

Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение работать в группе.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ эпизодов; умение работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях); преобразовывать информацию из одной формы в другую

Планируемые результаты:

Предметные – создание условий для изучения творчества Н.В.Гоголя, знакомство с комедией как драматическим жанром литературы; научить выявлять идею и тему произведения, читать между строк, знать приемы анализа литературного произведения;

Метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

Личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературном произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях

В «Ревизоре» я решился собрать в одну

кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…

И за одним разом посмеяться над всем…

Сквозь смех … читатель услышал грусть

Н.В.Гоголь

Горьким словом моим посмеются

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учащиеся зачитывают демократические правила общения на уроках литературы

2. Актуализация знаний

(Слайд №1) Слово учителя : 19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых: В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николай 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. Совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом.

(Слайд№2) Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: «Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»


Учитель: Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию?

Ученики: Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”. Чиновники увидели в пьесе самих себя.

Сообщение темы и целей урока :

(Слайд №3) Учитель: Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Когда и почему?

Ученик: Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям, то тем самым он показал свой положительный идеал. «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?» - писал Н.В.Гоголь

Учитель: Кто эти герои, к которым Гоголь сумел вызвать отвращение?

Ученики: Чиновники города Н

(Слайд №4) Учитель: Тема нашего урока: «Чиновники города Н». Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию 19 века, вновь перелистаем страницы бессмертной комедии Гоголя, побываем в уездном городе Н «до которого хоть три года скачи не доскачешь», совершим путешествие по неухоженным улочкам города, повторим литературоведческие термины и проведём словарную работу

Беседа с классом

Постановка проблемного вопроса

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова самого Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…Сквозь смех читатель услышал грусть … » и слова пророка Иеремии, которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя: «Горьким словом моим посмеются »

Учитель: Найдите ключевые слова в эпиграфах.

Ученики: Смех и грусть

Учитель: Как называется такая риторическая фигура в литературоведении?

Ученики: Оксюморон

Словарная работа:

Оксюморон – это стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

На какой вопрос мы сегодня на уроке будем искать ответ?

Ученики: Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?

Учитель: Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.

Беседа по повторению (Блиц-опрос)

Учитель: Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы?

Ученик: А.С.Пушкин: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Учитель: В каком году была написана комедия?

Ученик: Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.

Учитель: К какому роду литературы принадлежит комедия?

Ученики: Это драматическое произведение

Учитель: Вспомните основные особенности драматического произведения. Назовите их.

Ученики: Наличие афиши - списка действующих лиц;

деление на действия, сцены, явления,

диалогическая форма пьесы, ремарки,

небольшой отрезок времени, напряжённость конфликта,

герои проявляют себя через монологи, диалоги и поступки

Учитель: Дайте определение комедии

Ученики: Комедия – это жанр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом

Учитель: К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия?

Ученик: Комедия-сатира

Учитель : «Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Ученики : Сатира (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Сатира - вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Учитель : Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира - это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

Гоголь - патриот своей страны болел за свой народ, который оказался под властью целой армии чиновников. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.

Учитель: Что такое композиция художественного произведения?

Ученики: Композиция – это построение художественного произведения

Учитель: Назовите элементы композиции?

Ученики: Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Учитель: Назовите особенности композиции пьесы.

Ученик: Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием. Две развязки - письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора

Учитель: С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя?

Ученик? Использование ремарок

Учитель: Что такое ремарка?

Учитель: Где происходит действие комедии? Почему у города нет названия? Что нам известно об этом городе?

(Слайд№5)Ученики: Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не даёт. Неопределённое местоположение города. Откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь» придаёт ему условность, позволяет отразить все пороки России. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой скверный городишко!»

Учитель: О жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. О жизни каких учреждений города Н мы узнаём из комедии?

Ученики: Гоголь показывает суды, богоугодные заведения (больницы), почту, органы правопорядка.

Учитель: Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в пьесе?

(Слайд №6) Ученик: Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города.

По словарю С.И.Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание»

Учитель: Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц. Назовите этот документ. Какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев.

Ученик: Табель о рангах. Чиновники принадлежали к 7,8,9 классу

Учитель: Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Учитель: Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”. Кто же кого боится?

Ученики: Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова

Учитель : Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города начала 19 века. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

Ученики: Общие грешки и страх перед ревизором.

Учитель : Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Кто же они, чиновники города Н?

Работа над образами чиновников.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные исследования и составили характеристики героев комедии.

На доске иллюстрации чиновников комедии «Ревизор». Прочитать характеристику персонажа и найти хозяина. (Приложение)

Исследования групп:

Ученик: Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.
Описывая чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии “Ревизор”.
1 Группа: «Образ городничего»

2 Группа: «Земляника и Ляпкин-Тяпкин». Сравнительная характеристика

3 Группа: Почтмейстер Шпекин

4 Группа: Лука Лукич Хлопов

(Слайд №7) В каких пороках обвиняются чиновники? (записать в тетради)

Суд над городничим

Учитель: Чиновникам в городе N удавалось избегать наказания за свои грехи. Сегодня мы с вами попробуем исправить эту несправедливость и разобрать на судебном заседании дело хотя бы одного обвиняемого, а именно – господина Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии. (Приложение)
Исследовательская работа (Приложение)

Учитель: Учащиеся класса провели предвыборную кампанию и попытались выяснить: кто может из чиновников претендовать на роль городничего
Проверка домашнего задания

Анализ 4 действия комедии
4. Контроль знаний
Возвращаемся к вопросу в начале урока: « Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?»
(Слайд № 8) А я хотела бы закончить наш урок словами Н.В. Гоголя:

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.

Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех».

(Слайд №9) Давайте прочитаем высказывания Гоголя:


  • «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

  • «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

  • «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
Учитель: Какова роль смеха в сатирическом произведении?

Ученики: Смех указывает на недостатки в характерах героев, с помощью смеха над собой люди могут исправиться.

(Слайд №10) Учитель: Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию (Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

Значение комедии. Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»

Но вот уже почти 177 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?
Ребята, у каждого есть недостатки. Мы часто замечаем их в других людях, но, к сожалению, не в себе. Часто смеёмся над другими… А над собой?

Как сделать, окружающий нас мир чище, добрее, красивее?

Надо прежде всего научиться смеяться над собой, заглянуть в себя и увидеть свои недостатки… Начать изменять мир с себя…

Задание на выбор:
Задание №1 Письменно дать ответ на вопрос: «О чём грустит Гоголь?»

Задание №2 Тест по комедии «Ревизор»
5. Рефлексия:

Заполнение карточки «Мои достижения на уроке»


6. Домашнее задание: Прочитать текст Н.В.Гоголя «Развязка Ревизора» (1846 год), выписать ключевые фразы текста.

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Гоголь признавался, что в “Ревизоре” он. решил “собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости”. В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли “Ревизора” как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной России.
Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы.
Эпиграф – “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” – обобщающий, обличительный смысл “Ревизора”. Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”, есть только, часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, “сосульку”, “тряпку” за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он “не платит и не едет”. Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков “свой”, то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу. Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские – вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. “Ревизор” и сейчас не сходит со сцен наших театров.
Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму “Мертвые души”, которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с “мертвыми душами”. Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену “Россия Чичиковых”. “Россия Чичиковых” в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие.
Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента. Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и
Патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что кто отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и
Губернское общество – это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность – только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: “Идеал города – это пустота. Сплетни, перешедшие пределы”. Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против “потрясающей тины мелочей”. Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в “Мертвых душах”.
Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. “Не по чину берешь” – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно “пошлость всего в целом”, а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. “Потрясающая тина мелочей”, как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в “Ревизоре” и “Мертвых душах”, потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя – это символический, “сборный город всей темной стороны”. И все же, здесь есть светлое явление. Это смех. По моему мнению, смех должен вылечить душу.

Сочинение по литературе на тему: Чиновники города NN (по поэме Н. В. Гоголя “Мертные души”)

Другие сочинения:

  1. Чиновники города N в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” 1.Смысл названия поэмы. 2.Помещики и крестьяне. 3.Чичиков и Плюшкин. 4.Актуальность поэмы “Мертвые души” в наши дни. Поэма “Мертвые души” – это прежде всего совокупность всех возможных методов и средств борьбы Read More ......
  2. “Ревизор” – одно из лучших произведений Н. В. Гоголя. Он говорил, что в этой комедии решил “…собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал… И за одним разом посмеяться над всем…”. Так возник город N, который Read More ......
  3. “Вся Русь Явится в нем”, – писал о своем произведении Сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в Дорогу по России, автор стремится показать Все, что свойственно русскому Национальному характеру, все, что Составляет основу русской жизни, историю и Современность России, Read More ......
  4. Весь город со всем вихрем сплетней преобразование бездельности жизни всего человечества в массе Н. В. Гоголь Читая первую главу поэмы “Мертвые души”, я задумался над тем, что образ губернского города NN, данный Гоголем с такой достоверностью, типичен для любого города Read More ......
  5. “Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”, – писал о Гоголе Read More ......
  6. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” перед читателем раскрывается панорама России 30 х годов XIX века, ведь в замысел писателя входило “показать хотя бы с одного боку, но всю Русь”. Именно этим глобальным замыслом объясняется жанровое своеобразие произведения: жанр Read More ......
  7. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. “Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, – писал Гоголь. В прежних Read More ......
  8. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется Read More ......
Чиновники города NN (по поэме Н. В. Гоголя “Мертные души”)

Прежде чем отправиться к помещикам Чичиков некоторое время пробыл в городе NN. Здесь ему довелось познакомиться с чиновниками и узнать об образе их жизни. Н.В. Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души» не потому, что Чичиков хотел провернуть аферу по скупке «мертвых» крестьянских душ. Такое название обусловлено тем, что писатель хотел обратить внимание на помещиков и чиновников, чьи души давно уже умерли.

Чиновники в городе представлены как на подбор. Что губернатор, что прокурор - все они духовно обезличенные люди. Чичиков, когда обратился к чиновникам, сразу же узнал, что для того, чтобы чего-то от них добиться, нужно заплатить взятку. Иначе можно ни на что не надеяться. Чиновники должны помогать людям, в этом заключаются их основные обязанности. Однако для них это не важно, им наплевать на людей, они думают только о личной выгоде.

Жены чиновников нигде не работают, да и вообще ничем не занимаются. Они думают лишь о приятном времяпрепровождении, а их мужья полностью их в этом поддерживают. Чичиков даже был в одном доме, где собирались чиновники. Они с трех часов дня и до двух часов ночи играли в карты. Вот чем занимаются люди, в чьи обязанности входит помощь людям и разрешение серьезных вопросов.

Они никак не развиваются, и кроме карточных игр их ничто не интересует. Они, как и помещики, давно уже обнищали душой. Им чужды чужие проблемы, у них «мертвые души». Чиновники не стесняются грабить не только население, но и государство. Они чувствуют свою безнаказанность и эта ситуация напоминает нашу страну сейчас. Поэтому произведение Гоголя актуально как никогда.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения