Про семейное счастье и отношения

Меню статьи:

Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов. Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать. Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.


Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.

Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом. Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть. Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство. Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью. Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.


Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе. На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных. Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью. В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега. Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку. Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение. Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Манилов как тип «живого мертвеца»

Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения. С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России. Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?

Белинский в свое время замечал: «Мертвые души» полюбятся не каждому читателю, и еще меньше людей поймет истинный смысл этого произведения:
Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не сюжет. <…> «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих…

И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!

Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев. Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице. Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.

И какой же он этот Манилов… на самом деле?

Когда роман-поэма только-только вышел из печати, то попал в поле зрения не только отдельных читателей, но и критиков. Так, С. Шевыреву произведение очень понравилось, поэтому критик дал положительную оценку гоголевскому творению. Этому же критику принадлежит и ремарка о Манилове:
Мы догадываемся, что, кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие, добрые черты <…> так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостивым и добрым господином с своими людьми и честным в житейском отношении…

А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать. Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…». Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим. И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости. Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.

Образ Манилова в критике

Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:

Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…

…эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни <…> какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?

Г. Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр. 88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…

Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…

Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь. Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости. Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.

Вот, что говорит Гоголь:

Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?..

Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.

Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании. Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина. Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.

Фамилия Манилов заставляет подумать о чем-то сладком, безмятежном. Она происходит от слова «манить», что иронически обыгрывает автор. В этом образе Н. В. Гоголь создает пародию на особенность русского характера, склонность к мечтам и бездействию.

Манилов, характеристика которого занимает существенную часть повествования, тем не менее, может быть описан очень коротко и емко: человек ни то ни се.

Характер героя

Его характер нельзя определить однозначно.

Манилов непрактичен и добродушен, плохо ведет хозяйство, вопросами поместья у него ведает пьющий приказчик. Это привело к тому, что он не извлек выгоды из деликатного вопроса, по которому к нему обратился Чичиков. Манилов просто подарил ему потешив, правда, свое тщеславие тем, что смог оказать человеку неоценимую услугу. Этот герой - полный антипод материалиста Собакевича.

Манилов, характеристика которого может быть определена такими словами, как отрешенность, безразличие, любит витать в облаках, при этом его мечты абсолютно не имеют отношения к действительности.

Первоначально он производит очень приятное впечатление, но потом собеседнику открывается его пустота. С ним становится скучно и приторно, так как Манилов не имеет своей точки зрения, а лишь поддерживает беседу банальными фразами.

Он не обладает жизненными силами, которые заставляют совершать поступки.

Существует мнение, которое высказал что прототипом Манилова стал сам Николай Первый. Возможно, академик имел в виду не доведенный до логического завершения вопрос об отмене крепостного права, по которому, тем не менее, очень часто проводились заседания комиссий.

Внешность Манилова

Даже внешность этого героя излучает сладость, приторность. Как отмечает автор, черты его лица были приятными, но приятность эта была слишком сахарной.

Первое впечатление производит положительное, но лишь до тех пор, пока не заговорит. Манилов, характеристика которого, казалось бы, не имеет ничего отрицательного, неприятен автору, который дает почувствовать нам свое ироничное отношение к нему.

Образование и воспитание героя

Этот сентиментальный помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает себя человеком образованным, благородным и воспитанным. Это не мешает ему, однако, два года подряд держать закладку в книге на 14-й странице.

Речь Манилова наполнена любезными словами и, скорее, напоминает щебетание. Его манеры, можно было бы назвать хорошими, если бы не чрезмерная утонченность и деликатность, доведенные до абсурда. Манилов злоупотребляет такими словами, как «позвольте», «любезная», «препочтеннейший», излишне положительно говорит о чиновниках.

Также нельзя не заметить в его речи обилия неопределенных наречий и местоимений: этакое, какой-нибудь, этак, какое-то. Когда он говорит о чем-то, становится понятно, что его планам не суждено сбыться. Характер рассуждений Манилова дает понять, что его фантазии не имеют никакого отношения к реальности. Так, он мечтает о соседе, который мог бы беседовать с ним «о любезности, о хорошем обращении».

Думать о реальной жизни, а тем более, действовать, он не способен.
Вычурные имена детей Манилова, Фемистоклюса и Алкида, также лишний раз подчеркивают желание казаться изысканным и утонченным.

Таков помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика русского общества 19-го века. Сравнение автором этого героя со «слишком умным министром» указывает на лицемерие представителей высшей государственной власти.


Положительные качества Манилова

Этого героя повести Гоголя все-таки нельзя назвать отрицательным. Он полон искренней восторженности, симпатии к людям, гостеприимен.

Манилов любит свою семью, жену и детей. С супругой у него теплые и, конечно, слишком сладкие отношения: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек», - так говорит супруге Манилов. Характеристика этого героя невозможно пропитана сладостью.

Досуг героя

Все занятия Манилова сводятся к пребыванию в мире фантазий. Он предпочитает проводить время в «храме уединенного размышления» и строит проекты, которые никогда не смогут претвориться в жизнь. Например, он мечтает провести подземный ход из дома или выстроить через пруд.

Дни напролет мечтает помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика омертвевших героев-помещиков, образ жизни которых говорит о деградации человечества. Стоит отметить, что этот герой, в отличие от остальных, обладает некоторой привлекательностью.

Сравнительная и Манилова

В отличие от Манилова, персонаж Гончарова не является новым в русской литературе. Обломова можно поставить в один ряд с Онегиным и Печориным, которые также имели большой потенциал, но не могли реализовать его.

Как герои Пушкина и Лермонтова, так и образ, воссозданный Гончаровым, вызывают симпатию читателя. Герой Гоголя, конечно, в чем-то похож на Илью Ильича, но сострадания и расположения к себе не вызывает.

Обломов и Манилов, сравнительная характеристика которых так часто проводится учениками в школе, действительно во многом похожи. В образе героя романа Гончарова, пожалуй, еще меньше внешней динамики: он с утра до ночи лежит на диване, строит проекты по улучшению дел в своем имении, размышляет, мечтает. Его планы не доходят до реализации, ведь он ленив настолько, что иногда даже не встает утром с дивана, чтобы умыться.

Понятия «маниловщина» и «обломовщина» ставят в один ряд, но они не обозначают одно и то же. Синонимом слова «обломовщина» является «лень». «Маниловщина» лучше всего определяется понятием «пошлость».

Чем отличаются Обломов и Манилов? Сравнительная характеристика этих двух персонажей не может обойти такой пункт, как различие в интеллекте и уровне глубины личности этих двух героев. Манилов поверхностен, пытается всем угодить, у него нет собственного мнения. Илья Ильич, напротив, глубокая, развитая личность. Герой Гончарова способен на очень серьезные суждения, он не боится быть непонятым (сцена с Пенкиным), кроме того, он по-настоящему добрый человек. Манилова правильнее будет охарактеризовать словом «добродушный».

Характеристика Обломова и Манилова схожа в отношении героев к вопросам ведения хозяйства. Илья Ильич обдумывает ответ на неприятное письмо старосты, полученное несколько лет назад, размышляет над планами преобразований в делах поместья. Надо сказать, что такие письма, нарушающие его покой, Обломов получает ежегодно.

Манилов хозяйством тоже не занимался, оно ведется само собой. На предложения приказчика ввести какое-либо преобразование, барин отвечает: «да, недурно». Очень часто Манилов погружается в пустые мечтания о том, как хорошо было бы…

По какой же причине читателям симпатичен герой повести Гончарова? Дело в том, что первоначально Манилов, как отмечает Гоголь, кажется приятным человеком, но стоит с ним поговорить чуть дольше, как начинаешь чувствовать смертельную скуку. Обломов, напротив, первоначально производит не очень приятное впечатление, но впоследствии, раскрываясь с лучших сторон, завоевывает всеобщую симпатию и сочувствие читателей.

В заключение нужно отметить, что Манилов - счастливый человек. Он доволен своим безмятежным образом жизни, у него есть любимая жена и дети. Обломов глубоко несчастен. В своих мечтах он ведет борьбу с клеветой, ложью и другими пороками человеческого общества.

Одним из персонажей поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя является помещик Манилов, белокурый и голубоглазый отставной офицер. Образ Манилова весьма интересен – он ведет праздную и комфортную жизнь, с утра до вечера предаваясь мечтам. Мечты Манилова бесплодные и нелепые: вырыть подземный ход или соорудить такую высокую надстройку над домом, чтобы можно было увидеть Москву.

Говоря о характеристике Манилова, нужно отметить, что при праздных мечтаниях помещика хозяйский дом продувается всеми ветрами, пруд покрылся зеленью, а крепостные крестьяне разленились и совсем отбились от рук. Но всякие бытовые проблемы мало волнуют помещика Манилова, все управление хозяйством поручено приказчику.

Приказчик тоже особо не утруждается, о чем свидетельствует его пухлое лицо с заплывшими от сытости глазками. В 9 часов утра приказчик, покинув свои мягкие перины, только приступает пить чай. Жизнь в поместье, насчитывающем 200 крестьянских изб, течет как-то сама собой.

Образ Манилова в поэме "Мертвые души"

Манилов в основном молчит, постоянно курит трубку и упивается своими фантазиями. Его молодая жена, чувства к которой не угасли за 8 лет супружеской жизни, занимается воспитанием двух сыновей с оригинальными именами – Фемистоклюс и Алкид.

При первом знакомстве Манилов производит на всех очень благоприятное впечатление, так как благодаря своему добродушному нраву во всех людях он видит только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза.

Что такое "маниловщина"? Образ Манилова родил это понятние, которое означает благодушное и мечтательное отношение к жизни, однако оно сочетает в себе еще и праздность.

Манилову свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как бы замирает. На его столе два года лежит одна и та же книга, заложенная на 14-й странице.

Владельцу поместья свойственно бескорыстие - когда состоялся визит Чичикова к Манилову с целью покупки мертвых душ (умерших, но числящихся живыми по ревизским сказкам крестьян), Манилов пресекает попытки гостя заплатить за них деньги. Хотя поначалу очень удивляется такому предложению, у него даже выпадает трубка изо рта и временно теряется дар речи.

Павел Иванович Чичиков, в свою очередь, удивляется тому, что Манилов и приказчик не могут сразу ответить на вопрос, сколько крестьян у них умерло со времени предыдущей переписи. Ответ один: «Много».

Образ Манилова примечателен тем, что он дал хождение такому понятию, как "маниловщина", что означает благодушно-мечтательное отношение к жизни, сочетающееся с праздностью и бездеятельностью.

И его усадьбы в тексте произведения). Сам Гоголь признал, что рисовать такие характеры очень трудно. В Манилове нет ничего яркого, резкого, бросающегося в глаза. Таких расплывчатых, неопределенных образов много в свете, говорит Гоголь; на первый взгляд они похожи друг на друга, но стоит вглядеться в них, и только тогда усмотришь «много самых неуловимых особенностей». «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова, – продолжает Гоголь. – Есть род людей, известных под именем: «люди так себе, ни то, ни сё – ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Из этих слов мы заключаем, что главное затруднение для Гоголя представляло не столько внешнее определение характера, сколько внутренняя оценка его: хороший человек Манилов, или нет? Неопределенность его и объясняется тем, что он ни добра, ни зла не делает, а мысли и чувства его безупречны. Манилов – мечтатель, сентименталист; он напоминает собою бесчисленных героев различных сентиментальных, отчасти романтических романов и повестей: те же мечты о дружбе, о любви, та же идеализация жизни и человека, те же высокие слова о добродетели, и «храмы уединенного размышления», и «сладкая меланхолия», и слезы беспричинные и сердечные вздохи... Приторным, слащавым называет Гоголь Манилова; скучно с ним всякому «живому» человеку. Совершенно такое же впечатление производит на человека, избалованного художественной литературой XIX века, чтение старых сентиментальных повестей, – та же приторность, та же слащавость и, наконец, скука.

Манилов. Художник А. Лаптев

Но сентиментализм у нас захватил несколько поколений, и потому Манилов – живой человек, отмеченный не одним Гоголем . Гоголь только отметил в «Мертвых душах» карикатурную сторону этой созерцательной натуры, – он указал на бесплодность жизни сентиментального человека, живущего исключительно в мире своих тонких настроений. И вот, тот образ, который для людей конца XVIII века считался идеальным, под пером Гоголя предстал «пошляком», коптителем неба, живущим без пользы родине и людям, не понимающим смысла жизни... Манилов «Мертвых душ» – карикатура на «прекраснодушного человека» (die schöne Seele немецких романтиков), это изнанка Ленского... Недаром сам Пушкин , рисуя поэтический образ юноши, боялся, что если бы он остался в живых, подольше пожил впечатлениями русской действительности, то под старость, отяжелев от сытной, бездельной жизни в деревне, закутанный в халат, он легко обратился бы в «пошляка». И Гоголь нашел, во что он мог бы обратиться – в Манилова.

Цели жизни у Манилова нет, – нет никакой страсти – оттого нет в нем задора, нет жизни... Хозяйством он не занимался, мягкий и гуманный в обращении с крестьянами, он их подчинил полному произволу приказчика-плута, и им от этого было нелегко.

Чичиков легко понял Манилова и ловко разыграл с ним роль такого же «прекраснодушного» мечтателя; он засыпал Манилова витиеватыми словами, очаровал нежностью своего сердца, разжалобил жалкими фразами о своей бедственной судьбе и, наконец, погрузил его в мир мечты, «парения», «духовных наслаждений»... «Магнетизм души», грезы о вечной дружбе, мечты о блаженстве вдвоем философствовать в тени вяза, – вот мысли, чувства и настроения, которые в Манилове сумел ловко расшевелить Чичиков...

Манилов - «сладкий» сентиментальный помещик; первый, к кому направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души (гл. 2). Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов; связан с водевильно-комедийным типом душещипательного «карамзиниста»; с мольеровским типом «глупого дворянина» и др. Сквозь многочисленные литературные маски в образе М. просвечивает маска социальная. В его портрете (белокурые волосы, голубые глаза), в рисунке его поведения (приторная мечтательность при полном бездействии), даже в возрасте (около 50 лет) могут быть опознаны черты «сентиментального», душевного и пустого государя Александра I последних лет его правления, приведших страну к катастрофе. Во всяком случае, это тот же социальный тип. (Предпринимавшаяся попытка связать М. с Николаем I была заведомо ошибочной.) Имя жены М., приятной дамы, плетущей кружевные кошельки, - Лизанька - совпадает как с именем сентиментальной героини Н. М. Карамзина, так и с именем жены Александра I.

Сконструированность образа М., его сотканность из чужих лоскутков, отсутствие какого бы то ни было намека на биографию подчеркивают пустоту героя, «ничтожность», прикрытую сахарной приятностью облика, «великатностью» поведения. (По отзыву повествователя, М. - ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; черт знает что такое.)

Характеры помещиков, изображенных в поэме, отражаются в вещах, которые их окружают. Дом М. стоит на юру, открытый всем ветрам; «покатость горы» покрыта подстриженным дерном; видны жиденькие вершины берез; беседка возвышенно поименована «Храмом уединенного размышления»; пруд полностью подернут ряской; повсюду серенькие избы, числом 200; в селе нет деревьев; «окрас» дня - не то ясный, не то мрачный, светло-серого цвета - совпадает с колором кабинета М., покрытого голубенькой краской вроде серенькой. Все это указывает на никчемность, безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Скрытой «мертвенности» М. соответствует бездеятельность (он не знает, сколько человек у него умерло; всем ведает 40-летний сытый приказчик), неподвижность его времяпрепровождения (в зеленом шалоновом сюртуке или в халате, с чубуком в руке). Зацепившись за любую тему, мысли М. ускользают в никуда, в раздумья о благополучии дружеской жизни, о мосте через пруд, о бельведере, столь высоком, что с него можно за чаем наблюдать Москву, до которой с трудом доедет колесо чичиковской брички. В мире М. нет и времени: два года заложена на одной и той же странице какая-то книга (видимо, выпуск журнала «Сын Отечества»); восемь лет длится супружество - но М. и его Лизанька по-прежнему ведут себя как молодожены. И действие, и время, и смысл жизни заменены словесными формулами; услышав от Чичикова его странную просьбу («Я желаю иметь мертвых...»), М. потрясен, остается несколько минут с раскрытым ртом, и подозревает гостя в помешательстве. Но стоит Чичикову подобрать изысканное словесное оформление своей дикой просьбе, как М. совершенно успокаивается. Причем навсегда - даже после «разоблачения» Чичикова он будет настаивать на его «доброкачественности» и высоких свойствах чичиковской души.

Мир М. - это мир ложной бытовой идиллии, которая чревата ложной утопией фантастического благоустройства (ср. греческие имена его детей - Фемистоклюс и Алкид, помимо всего прочего связанные с греческим происхождением идиллии). «Ложность» маниловской утопии и маниловской идиллии предопределена тем, что ни идиллического прошлого, ни утопического будущего у М. нет, как нет и настоящего. Путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку не случайно изображен как путь в никуда: даже выбраться из Маниловки, не затерявшись на просторах русского бездорожья, - и то трудно. (Намереваясь попасть к Собакевичу, Чичиков должен будет сначала заночевать у Коробочки, а затем завернуть к Ноздреву, т. е. именно к тем «незапланированным» помещикам, которые в конце концов и погубят его славную репутацию.) В соответствии с сюжетной схемой 1-го тома, «переворачивающей» схему дантовского «Ада», образ М. в портретной галерее погибших или погибающих душ занимает одновременно и самое высокое, и самое низкое место; он в равной мере «прописан» и в верхнем круге, Лимбе, и в последнем, 9-м круге российского «ада», откуда нет шансов выбраться в грядущий российский «рай». В М. нет ничего отрицательного; он не пал так низко, как Плюшкин и тем более сам Чичиков; он не совершил в этой жизни ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного; в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки. И потому М. в отличие от остальных «полуотрицательных» персонажей не может рассчитывать на душевное преображение и возрождение (смысловая перспектива 2-го и 3-го томов) - в нем нечего возрождать и преображать.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения