Про семейное счастье и отношения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина:
первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою
позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остаётся верен
присяге, второй боится за свою жизнь и переходит на сторону врага.
По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.
«Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в
крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит
притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости,
занятой пугачевцами.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути
оказался трусом: он полностью подчинил свою жизнь мнению
общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей
дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится
мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости,
он убивает своего друга

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой
обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня
не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из
монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри
провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда
жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли,
мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том,
как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная
сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели -
найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он
объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся
сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает
непреклонным, дух его не сломлен.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных
человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего
романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход
истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики)
существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит
трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих
тяжких грехов. www.ctege.info Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если
человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К.
Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание
в трусости». В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за
совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно
ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до
конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как
он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами,
но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского,
когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на
бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим
проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он
- духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких
обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека
можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому
добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит.
Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро
всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия
Пилата, «всемогущего правителя».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее.
Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри.
Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к
компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу
помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий
Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх
определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от
государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.
Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от
Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он
обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только
Иешуа

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного
преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.
Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит
дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех
времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою
любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает
положить именно любовь и милосердие. В романе «Мастер и Маргарита», по
словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и
получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за
собой возмездие: муки души и совести.

М. Горький «Старуха Изергиль».

Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно,
основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли,
бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он
пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради
себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь
людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью
его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех».
Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и
Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань»,
«дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что
сделаю я для людей?!»

А.П. Чехов «Человек в футляре»

Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх
заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается
«спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за
выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего
и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и
отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический
ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть
может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он
всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он
преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от
действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в
своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил
и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

М.Е. Салтыков- Щедрин «Премудрый пискарь»

Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед
потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей
смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного
мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что
буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые
сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих
сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась.
Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.
Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род
пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей
и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а
затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для
читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг
исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была
достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни
своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве,
героизме и о трусости как чертах личности.
Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах. Рисуя героев, Толстой
использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и
Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об
отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков
отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более
безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ
этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский.
Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе
малодушничать.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими
качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале
романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную
службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и
заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость,
солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера.
На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время
Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее
из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике
солдат.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он
попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить
подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливовозбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в
постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь
случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много
юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и
попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет),
Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя.

Р. Ролан

I. Необычность романа «Мастер и Маргарита».

II. Трусость – основа всех человеческих пороков.

1. Воланд приоткрывает «занавес» времени.

2. Мастер – служитель истины.

3. Сила духа странствующего философа.

4. Понтий Пилат – представитель власти императорского Рима.

5. Сила и слабость Маргариты.

III. «Мастер и Маргарита» – роман о всесилии добра.

Роман «Мастер и Маргарита» – главное произведение М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хорошо знающий творчество писателя, который бы стал утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман «Мастер и Маргарита» и о Булгакове сказала: «Он гений». Нельзя не согласиться с такой характеристикой писателя.

М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поднимает вопросы о человеке и времени, о равновесии света и тьмы, о взаимопереходе добра и зла. Среди всего – тема человеческих пороков.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость – порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в восемнадцатом веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил – отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя и сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами». Он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

Иешуа – странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Иешуа физически слабый человек, но вместе с тем он – личность, он человек мысли. Он выше Мастера. И учение Иешуа, и произведение Мастера – это своеобразные нравственные и художественные центры. Мастера в отличие от Иешуа перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, заставили отказаться от творчества. Он струсил, сжег рукописи и нашел убежище в клинике для душевнобольных. Возможность для творческой жизни Мастер обретает лишь в потустороннем мире. Иешуа же слаб физически, но силен духовно. Он ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат – представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. У Понтия Пилата проявляется к Иешуа и жалость, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита – слабая женщина. Но она выше Мастера. Ведь во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного она преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

В романе «Мастер и Маргарита», по словам А. 3. Bулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок – трусость – обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».

Понтий Пилат - трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость - один из серьезнейших грехов (по роману "Мастер и Маргарита").

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого - трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость - синоним

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме.

Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

Сколько бы человечество ни существовало, его всегда будут волновать нравственные проблемы: честь, долг, совесть. Эти вопросы и поднимает М.А. Булгаков в своем лучшем философском романе «Мастер и Маргарита», заставляя читателя по-новому осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, ведущая к добру и справедливости, и спокойная совесть. Если человек не свободен, он всего боится, ему приходится поступать вопреки

Своим желаниям и совести, то есть в нем проявляется самый страшный порок – трусость. А трусость ведет к безнравственным поступкам, за которые человека ожидает самая страшная кара – муки совести. Такие муки совести почти 2 тысячи лет не давали покоя главному герою романа Мастера Понтию Пилату.

М.А. Булгаков переносит читателя в древний Ершалаим во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата, к которому привели подследственного из Галилеи, арестованного за подстрекательство к разрушению ершалаимского храма. Лицо его было разбито, а руки связаны. Несмотря на мучившую прокуратора головную боль, как человек, обличенный властью, он вынужден был допросить преступника. Понтий Пилат, могущественный, грозный и властный человек, не терпящий возражений и привыкший к безропотному повиновению подчиненных и рабов, был возмущен обращением к нему арестованного: «Добрый человек, поверь мне!» Вызвав Марка Крысобоя (начальника особой кунтурии), он приказал проучить подсудимого. Недаром прокуратор сам называл себя «свирепым чудовищем». После наказания Понтий Пилат продолжил допрос и выяснил, что арестованный по имени Иешуа Га-Ноцри – грамотный человек, знающий греческий язык, и заговорил с ним по-гречески. Понтий Пилат заинтересовывается бродячим философом, он понимает, что столкнулся не с лицемером, а с умным и мудрым человеком, который обладает еще и чудесным свойством снимать головную боль. Также прокуратор убеждается в том, что духовная позиция Га-Ноцри: «злых людей нет на свете» искренняя и осознанная, что Иешуа живет по своим законам, законам добра и справедливости. Поэтому считает, что все люди свободны и равны. Он и с прокуратором держится как независимый человек: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, я полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». Прокуратор удивляется, как просто и прямо Иешуа возражает ему, господину, и не возмущается. А арестованный продолжал: «Беда в том,… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон…» Пилат почувствовал, что осужденный в чем-то главном абсолютно прав и его духовная убежденность настолько сильна, что даже сборщик податей, Левий Матвей, презрев деньги, всюду следует за своим Учителем. У прокуратора появилось желание спасти ни в чем не повинного врача и философа: он объявит Га-Ноцри душевнобольным и вышлет на остров в Средиземном море, где находится его резиденция. Но этому не суждено было сбыться, потому что по делу Иешуа существует донос Иуды из Кириафа, в котором сообщается, что философ говорил «доброму и любознательному человеку» о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Таким образом, оскорбив власть кесаря, Иешуа подписал себе смертный приговор. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений, не пытается солгать или что-то скрыть, так как говорить правду для него «легко и приятно». Иешуа повели на казнь, а Понтий Пилат с этого момента потерял покой, потому что отправил на казнь невиновного человека. Ему смутно показалось, «что он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал». Он почувствовал, что его поступку не будет прощения, и возненавидел всех, кто способствовал осуждению философа, а в первую очередь себя самого, так как совершенно сознательно пошел на сделку с совестью, испугавшись внутреннего желания восстановить справедливость. Он, умный политик и искусный дипломат, давно понял, что, живя в тоталитарном государстве, нельзя оставаться самим собой, что необходимость лицемерия лишила его веры в людей и сделала его жизнь скудной и бессмысленной, что и заметил Иешуа. Непоколебимая нравственная позиция Га-Ноцри помогла осознать Пилату свою слабость и ничтожность. Чтобы облегчить свои страдания и хоть как-то очистить совесть, Пилат распоряжается убить Иуду, предавшего Иешуа. Но муки совести его не отпускают, поэтому во сне, в котором прокуратор увидел, что не послал на казнь бродячего философа, он от радости плакал и смеялся. А наяву казнил себя за то, что испугался встать на сторону Иешуа и спасти его, потому что помиловать Га-Ноцри означало поставить под удар самого себя. Не было бы протокола допроса, он, может быть, отпустил бы бродячего философа. Но карьера и страх перед кесарем оказались сильнее внутреннего голоса.

Если бы Пилат был в ладу с самим собой и своим понятием о нравственности, его бы совесть не мучила. Но он, санкционировав казнь Иешуа, поступил вопреки «своей воле и своим желаниям, из одной только трусости…», которая оборачивается для прокуратора двухтысячелетней мукой раскаяния. По мнению Булгакова, люди с двойной моралью, как Понтий Пилат, очень опасны, потому что из-за своего малодушия и трусости они совершают подлость, зло. Таким образом, в романе неоспоримо доказано утверждение носителя добра и справедливости Иешуа, что «трусость – самый страшный порок».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения