Про семейное счастье и отношения

Катерина - энергичная, благородная личность молодой женщины. Она не может подчиниться самодурному гнету и принизиться; она не может пойти и на сделки с совестью, вступить на дорогу лжи.
Поэтический образ Катерины - несомненно, один из важнейших образов творчества Островского.

Личность даровитая, впечатлительная и сильная духом, Катерина выросла под влиянием важнейших явлений русской жизни и под впечатлениями широкой и могучей волжской природы. Резвый ребенок, любимое дитя в родной семье, она жила дома, «ни о чем не тужила, точно птичка на воле»; мать в ней «души не чаяла».

Весело было на сердце у живой и чуткой девочки. Вставши рано утром, умывшись на ключике и поливши свои любимые цветы, отправлялась Катерина с матерью в церковь. Дом их был старинный, благочестивый; он всегда был полон странниц да богомолок; эти странницы повествовали, когда домашние сидели за работой (а работали больше золотом по бархату), повествовали, где они были, в каких святых местах, рассказывали жития святых, пели духовные стихи. Потом всем домом шли к вечерне; потом Катерина гуляла по саду, «а вечером опять рассказы и пение».

Катерина любила молиться, молилась с любовью и вдохновением: в храме она чувствовала себя как в раю, - не помнила времени, никого не видала, мечтались ей ангелы, следила она своей фантазией за их полетом и пением в столбе света, идущего вниз храма из окон купола. Божий мир, утро в саду, восход солнца вызывали в душе ее религиозное умиление, слезы восторга, чистую беспредметную молитву. И снились ей чудные и чистые сны: храмы золотые, деревья и горы, какими она видела их на иконах; слышалось ей райское пение, и летала во сне по воздуху, легкая и просветленная.

Религиозные впечатления возвышенно настроили душу молодой девушки и остались в ней на всю жизнь.
Выйдя замуж, Катерина так же восторженно любила церковь и молитву.

«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! - говорит Борис Григорьевич. - Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
Сохранилась на всю жизнь в душе Катерины и светлая мечтательность: «Отчего люди не летают так, как птицы! - говорит она своей золовке Варваре.- Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Душа Катерины пылкая и энергичная.

- «Такая уж я зародилась горячая!» , - говорит она. «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала. Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»
Сила духа, не покоряющееся гнету, благородное упорство не покидают Катерину до смерти: насилие встречает с ее стороны горячий, огненный протест; Катерину нельзя принизить, сделать безответной и безмолвной. Когда Варвара удивляется, что она какая-то мудреная - не хочет жить и поступать так, чтобы все было шито да крыто, Катерина говорит ей:

Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.
- А не стерпится, что ж ты сделаешь? - спрашивает Варвара.
- Что я сделаю?
- Да, что сделаешь?
- Что мне только захочется, то и сделаю. -Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.
- А что мне! Я уйду, да и была такова.
- Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.
- Эх, Варя; не знаешь ты моего характера! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Идеализм религиозных верований и чистой возвышенной мечтательности высоко поднял душу Катерины над пошлостью и пороком жизни; для нее невозможны сделки с совестью; серьезно, с благоговейным уважением смотрит Катерина на то, что признает нравственным законом. Она вышла замуж еще почти ребенком, не понимая, может быть, значения брака, не зная человека, который стал ее мужем. В муже Катерина не нашла любящего сердца, которое бы ответило ее душевным требованиям, которому она могла бы отдать свое сердце. А между тем юность делала дело: Катерине хотелось любви, счастья - и она полюбила чужого человека. Она испугалась этого чувства:

«Ох, девушка,- говорит она Варваре, - что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или... уж и не знаю... быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх,такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда тянет, а удержаться мне не за что. Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду... Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...»
Признать свою любовь правдой Катерина не может, потому что она хочет быть верной, и, действительно, верна нравственным законам окружающего ее быта. Чувство свое она считает и называет грехом: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!» -говорит она.

Катерина хочет быть не только в мире со свекровью, она хочет любить Кабаниху дочерней любовью: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты», - говорит она искренне.
И так же искренне и правдиво хочет она жить с мужем в любви и совете, быть ему верной женой. Она в нем ищет опору против своего чувства к Борису Григорьевичу.
«Тиша, не уезжай, - просит бедная женщина, уже сознавая возникшую в сердце незаконную любовь. - Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу тебя!»
А когда Тихон говорит ей, что нельзя не ехать, если маменька посылает, она просит:

«Ну, бери меня с собой, бери!... Тиша, голубчик, кабы ты остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого!»
Она высказывает ему свои опасения, что без него «быть беде, быть беде!» Она, наконец, просит его взять с нее «какую-нибудь клятву страшную...» И на его глупые отнекивания от всех ее просьб, от всех попыток спасти себя и его, отвечает из души вырвавшимся криком тоски: «Ус¬покой ты мою душу, сделай такую милость для меня!»
Потом, когда Тихон не внял ее мольбам и уехал, она все еще не теряет надежды остаться верной закону. Она жалеет о том, что у нее детей нет, они бы спасли ее.

- «Эко горе! Деток-то у меня нет; все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, ангелы ведь это».
И вот, оставленная на произвол судьбы, без поддержки и сочувствия, Катерина, наталкиваемая на грех единственным хоть сколько-нибудь ее жалеющим, если не любящим человеком, Варварой, предается своему чувству к Борису, предается всей душой, искренне и горячо. «Мне хоть умереть - да увидать его!» - восклицает она, и назначает Борису свидание, а на свидании говорит ему, кидаясь на шею: «Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь?»
Но сближение с любимым человеком приносит ей не счастье, а горе и муки. И не утешить ей этих мук никакими оправданиями, никакими соображениями, вроде того, что: «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову придет... Долго ли в беду попасть!.. А горька неволя, ох, как горька!»

В самую минуту свидания она мучится тяжелой внутренней борьбой.
«Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? - говорит она Борису. - Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски... пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!»
Счастливая взаимностью, она желает, в то же время, смерти. Говоря Борису: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?», она, однако, болезненно, мучительно желает этого суда, как своего спасения.
«Говорят, даже легче бывает, - рассуждает Катерина, - когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься».
Муки бедной женщины происходят, во-первых, оттого, что она грехом считает самое свое чувство: «ты меня загубил... загубил, загубил», - говорит она Борису; во-вторых, оттого, что правдивая натура ее не выносит лжи и обмана: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - искренно и просто заявляет она Варваре; и действительно, когда возвращается Тихон, она становится сама не своя. Варвара боится, что она бросится мужу в ноги и все откроет. Так и случается. В угрожающих словах сумасшедшей барыни, в раскатах грома, в картине геенны огненной Катерина слышит упреки совести, грозящей наказанием в загробном мире за радости земного счастья. И она бросается к мужу и, при свекрови, при народе, все открывает ему.
Это вторичная, уже бессознательная попытка Катерины примириться с окружающим ее миром... Если бы этот мир великодушно простил ее и принял, она бы всей душой привязалась к мужу и энергией воли пода¬вила бы свои личные порывы.
Но еще не совсем изнемог дух бедной женщины: она еще хочет видеть Бориса, она еще на него возлагает некоторые надежды: «Возьми меня с собой отсюда!», - просит она его, как прежде просила мужа. И как прежде муж, так теперь Борис, тоже приниженный и безвольный человек, хоть и в более образованных и мягких формах, отказывает ей: «Нельзя мне, Катя; не по своей я воле еду; дядя посылает, уж и лошади готовы...»
Это - последняя капля, переполнившая чашу; для Катерины больше нет в жизни никакой опоры - и не нужно ей больше жизни.
В кротком сердце ее не возникает злого чувства против человека, невольно обманувшего ее надежды. «Поезжай с Богом; не тужи обо мне», просит она Бориса. И с этой минуты все мысли ее сосредотачиваются на смерти и на могиле. Все земное от нее отстранилось, - и к ней вернулась ее прежняя, чистая мечтательность с возвышенным религиозным оттенком. Она не может идти в дом, вернуться к жизни: ей все там противно.
«Умереть бы теперь!» - мечтает она. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!... Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...»
«В могиле лучше, под деревцем могилушка... как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут; цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие... всякие... Так тихо, так хорошо!.. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!»
И она уходит из жизни - уходит спокойно, навеки, в глубокий омут Волги.

Основным конфликтом пьесы Островского « » является борьба старого, архаичного и нового. Но нельзя упускать также и личностный конфликт между человеческими чувствами и человеческими принципами.

В один из дней в «темном царстве» - месте, где правит тирания и страх, появляется совершенно другой человек, который отличается от всех своей честностью, открытостью и преданностью. Этим человеком была главная героиня произведения Катерина. Именно непохожесть на других стала причиной жизненной трагедии девушки.

В Островский показал нам чистый и непорочный характер русской женщины. Женщины, которую отличает горячее сердце и твердый характер.

Пьеса начинается описание красот Волги. Красота и нетронутость природы стали фоном, на котором развивалась трагедия главной героине. Вроде бы все в Калинове спокойно, жизнь идет своим чередом, если бы сила общественного мнения, которая подтолкнула Катерину к обрыву.

Будучи сильной личностью, главная героиня сначала не обращает внимания на общественную молву, ей все равно, что про нее говорят и думают. Она не боится людского суда. Но, к сожалению, людской суд для Катерины стал невыносим. Она говорит: «Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза...».

Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.

Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.

В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.

В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.

Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.

Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.

В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.

Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.

В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ КАТЕРИНЫ? В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назре­вают революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островс­кого «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере об­раза Катерины изображена борьба всего народа против «тем­ного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабацовских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там воз­мужала Духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной кра­сотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не ту­жила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и ког­да хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Кате­рина была очень поэтической натурой с богатым воображе­нием. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и на­родные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я пти­ца. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по ^ар- хату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и Х®бра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник­то не мог понять. Это одиночество было первым шагом к тра­гедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обыча­ев, как родительский дом Катерины, но здесь, «все как буд­то из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Ти­хон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катери­ну еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и лгббовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и по­пал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царс­тва» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на распра­ву «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее,чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погуби­ла, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность на­гольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

«Гроза» Островского - произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе. Если рассматривать его как внутрисемейный, бытовой, то причина драмы Катерины очевидна: жена изменила мужу, в чем сама и призналась перед всеми, а потом, не вынеся мук совести и упреков свекрови, и до того тиранившей невестку, покончила жизнь самоубийством. Но от такой упрощенной трактовки отказались еще современные Островскому критики: слишком многое в этой пьесе остается при таком подходе «за кадром».

Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» обосновал драму Катерины с точки зрения социальных противоречий, которые определили не только ощущение предгрозовой атмосферы в обществе накануне реформ, но и затронули внутрисемейные устои. С его точки зрения, причина драмы Катерины в том, что она оказалась более чуткой и восприимчивой к этим новым процессам и восприняла необходимость преодоления косных форм и традиций жизни как свою личную задачу. Ей невмоготу семейная кабала, с которой она до поры до времени еще может смириться. Но вольная душа Катерины, полюбившей вопреки всем норам и законам патриархальной семьи, рвется на свободу. Драму усугубляет то, что помощи ей ждать неоткуда: ее возлюбленный Борис - человек слабый и нерешительный, как муж Тихон, на действенный протест против «темного царства» оказывается способна только она. По мнению критика, устаревшие религиозные представления Катерины, заставляющие ее саму расценивать свои чувства как страшный грех, заставляют ее избрать такую форму протеста, как самоубийство. По сути, критик упрекает Катерину только за то, что она вместо активной борьбы с отжившими свой век консервативными порядками приносит себя в жертву. Но он согласен с тем, что это следует из природы характера Катерины, ее натуры, и не требует большего. Достаточно того, что для всех становится ясно, что даже в самой забитой части народа зреет протест. Таков вывод этого критика о причинах драмы Катерины.

Но насколько этот вывод соответствует авторской позиции? Ведь не зря писатель вводит в пьесу целую группу символов, которые позволяют понять внутренний мир Катерины, наполненный поэзией церковной службы, ангельским пением, запахом кипариса и неземным светом. Катерина - чистая душа, которая до времени живет в заповедном мире того глубинного патриархального прошлого, когда нормы и постулаты мира кабановых и диких были не внешней формой, а внутренним содержанием каждого человека. Вот почему для нее не так важно, по правилам или нет она прощается с мужем - главное, что делает она это искренне. Когда же Катерина чувствует рождение в своей душе нового чувства - любви к Борису - она утрачивает внутреннюю гармонию: продолжая искренне верить в то, что семейные отношения святы и измена - страшный грех, она одновременно столь же сильно и искренне верит своему чувству. Любовь к Борису - это то, что составляет существо личности Катерины, рождающейся на наших глазах. Она вынуждена пробивать себе дорогу не только через внешние препятствия, но и, что гораздо труднее, преодолевая внутреннее сопротивление. Такой конфликт не решить, даже если свекровь будет добрее, а окружающие отнесутся к бедной женщине с большим пониманием. Не помог бы ей и побег с Борисом - ведь от себя не убежишь! Нужно, чтобы вся система жизни изменилась, чтобы права личности на свободный выбор, счастье и достоинство стали нормой - но этого в окружающей Катерину действительности нет и еще долго не будет. Так что гибель ее закономерна, как и гибель любой трагической героини. Но ощущение внутреннего очищения, подобное тому, что называется катарсис, и радости за то, что перед нами свершилось чудо рождения личности, заставляет видеть в «Грозе» не только драму, разворачивающуюся в недрах «темного царства», но и «луч света», озаряющей нас надеждой.

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения