Про семейное счастье и отношения

Целевая прогулка

Тема: «Экскурсия в краеведческий музей»

Учитель:

Воробьёва Е. А.

Школа-интернат № 2

г. Вышний Волочёк

Тема занятия: экскурсия в краеведческий музей.


Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.


Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσε ῖ ον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории , материальной и духовной культуры , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов ) по искусству и науке , затем, с 18 века , оно включает в себя также здание , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Вышневлоцкий музей краеведения имени 15-й годовщины Октябрьской революции был открыт 7 ноября 1932 года.

Наш музей возник на базе коллекций реального училища, где были собраны материалы по геологии, флоре и фауне родного края.

У истоков местного краеведения стояли такие замечательные педагоги, как Александр Васильевич Весский – преподаватель училища, Семён Аронович Стром – преподаватель географии в женской гимназии (ныне средняя школа № 5) и другие. Благодаря этим людям в музейных коллекциях сохранились многие предметы уходящей эпохи.

В экспозиции музея долгое время преобладал археологический материал в ущерб другим темам.

Это обстоятельство постоянно отмечалось посетителями и прессой как недостаток. Другим недостатком была ограниченность площади музея, в то время он находился в двухэтажном кирпичном здании, общей площадью 266 квадратных метров, отапливался 6 печами.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства).

С 1977 года Вышневолоцкий музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. Требования к его работе были значительно повышены.

В 2005 году реконструкция нашего краеведческого музея была завершена. Общая площадь увеличилась в 5 раз. В музее впервые появились выставочный и лекционный залы, помещение под научную библиотеку, кабинеты сотрудников.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

  1. Вышний Волочек в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых , теплокровных , яйцекладущих позвоночных , чьи передние конечности имеют форму крыльев . Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц . Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва . На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов ).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

  1. Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями. В частности к таким сосудам относятся вышневолоцкий скобкарь с двумя слегка изогнутыми длинными ручками. Его несколько удлиненный корпус напоминает водоплавающую птицу.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки.

Заметное развитие в Вышневолоцком уезде получило изготовление резной деревянной скульптуры. Наиболее часто встречается скульптура святого Нила Столбенского.

Что основал Нил Столбенский? (он является основателем Ниловой Пустыни на Селигере)

Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы. Его монашеская одежда со слегка проработанными складками всегда окрашивается в черный цвет.

По воспоминаниям, полученных от коренных жителей вышневолоцкого края, в каждом уезде были свои мастера, которые изготавливали и украшали различные предметы.

Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Вышневолоцкие кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д.

К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.

На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»


07.12.2013

Сегодня воспитанники старшей группы с родителями и воспитателем Бородиной Е.В. посетили музей краеведения.

Экскурсия организована в рамках проекта "Ал-гайский край чудесный", который осуществляется в старшей группе воспитателями Поляниной Л.С., Бородиной Е.В.

В начале экскурсиивспомнили правила поведения в музее:

В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

- Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.

В музее много разных предметов. Эти предметы называются - экспонатами. Музей хранит историю нашего села. Жители Александров-Гаяпринимали участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сотрудники музея рассказали об истории создания музея, познакомили с экспозициями. В зале природы дети отгадали загадки о животных, рассмотрели представителей фауны нашего края. Самое трудное для детей- смириться с тем, что чучела нельзя трогать руками. Следопыты по натуре, они очень хотели все потрогать, погладить.

Данное фото предоставлено Вологиной Л.

Султашева Г. загадывает детям загадки о животных

Большой интерес у детей вызвали предметы старины в зале культуры и быта русского народа.

Это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали носки, варежки.

Угольный утюг - это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки, которые брали из печки. Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. Чтобы угольки не погасли приходилось утюгом размахивать или дуть в его отверстия. Этот утюг сделан из железа, он тяжелый. Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи.

Посуда представлена чугунными котелками, горшками и глиняными кувшинами.

Лапти - традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка - это кора липы.

Заинтересовал детей и патефон. Виолетта с мамой рассказали, что в доме бабушки тоже хранился старинный патефон.


Шарафеева А.Т. рассказывает о предметах быта казахского народа

В конце экскурсии фото на память и благодарность в книгу отзывов музея.

Данное фото предоставлено Устимановой Н.

Выражаем благодарность сотрудникам музея в лице директора Давлекаева В.М. за взаимодействие с нашим детским садом по ознакомлению воспитанников с родным селом.

Спасибо Султашевой Г.Е. и Шарафеевой А.Т. за организованную экскурсию.

Также выражаем благодарность семьям Наседкина Егора, Синициной Ани, Устиманова Арсения, Вологина Глеба, Гурской Виолетты, Лебедевой Евы, Давлетьярова Искандера, Коваленко Полины, Камаристовой Сони за помощь в организации экскурсии. Всего на экскурсии присутствовало 22 человека.

Материал подготовила Бородина Е.В. Фото автора.

Синельная Рената
Конспект экскурсии в краеведческий музей

КОНСПЕКТ

ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Цели :

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа :

Знакомство детей с историей возникновения города Барабинска;

Формировать "образ музея ", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь : экскурсовод , экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее .

Условия : время проведения- октябрь.

Ход экскурсии

Сегодня я расскажу вам, что такое музей , и мы с вами побываем в самом настоящем музее .

Итак, музей - это то место , где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим : «Экс-по-на-ты»

- Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом, краеведческие музеи , в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей .

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях . И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией : картин, посуды, монет и т. д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей , но музей не обычный .

Я вас приглашаю на экскурсию в наш Барабинский краеведческий музей .

Ребята, а что такое экскурсия ?

-Экскурсия – это поход в музей для того , чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей , мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя . Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея . Когда говорит экскурсовод , нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка» ,то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее ?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее . (знакомит детей с мини, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т. д.)

На этом наша экскурсия заканчивается .

Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали.

Надеюсь, вам понравилась наша экскурсия ?

Публикации по теме:

Цель: формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать.

г. Купино "Видел я предметы быта Из ожившей старины. Для меня теперь открыто Прошлое моей страны!" Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему.

Город Саки богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, есть музей. Существуют памятники архитектуры.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект экскурсии

выполнила

воспитатель высшей

Губанова Светлана Васильевна

Возрастная группа старшая (5-6лет)

Тема: « Краеведческий музей»

Цель: познакомить детей с историей краеведческого музея

Ход экскурсии:

1вводная часть (мотивация)

Ребята как вы думаете, а где можно хранить старинные вещи?

Правильно в музее. Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев вы знаете?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Сегодня мы свами совершим экскурсию в краеведческий музей.

Прежде, чем мы отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты, и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея). Правила поведения мы знаем и можем начинать наше знакомство с музеем.

Основная часть

Сегодня мы с вами познакомимся не только с историей основания краеведческого музея, но и с историей основания нашего города.

Было принято официальное решение о создании Центрального музея Республики немцев Поволжья. В первые годы была собрана интересная коллекция одежды, бытовых вещей немецкого и украинского населения республики, старинные рукописи по истории иностранных колоний, материалы по этнографии, археологии. Велась интенсивная научно-исследовательская деятельность. После ликвидации Республики немцев Поволжья музей был закрыт. Большинство его экспонатов было распределено по разным организациям на хранение и, естественно, безвозвратно утрачено.

После окончания Великой Отечественной войны музей возрождается, но уже в статусе городского краеведческого музея. Однако в полной мере вернуться к классической музейной работе и полноценному построению музея исторического профиля, таким, каким он являлся раньше. Стало возможно только в наши годы. Когда музей переехал в новое красивое отстроенное здание.

Сегодня Энгельсский краеведческий музей - одно из наиболее заметных и востребованных учреждений культуры города Энгельса. Он находится в самом центре города на берегу Волги рядом с городской площадью, парком и набережной, что делает посещение музея привлекательным для посетителей.

Экскурсовод познакомил нас «История покровской слободы».

Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Энгельс. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, на месте существующего города образовалась Покровская слобода. Населённый пункт был основан на левом берегу Волги, напротив Саратова.

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.

  • В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
  • Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
  • О чём рассказывал экскурсовод?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в муз



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения